Постановление «О заявлении Госдумы «В связи с принятием постановления парламента Грузии «О существующем положении и о прохождении миротворческого процесса в бывшей Южно-Осетинской автономной области» стало реакцией на соответствующий документ грузинского парламента.
Упреждать события
Грузия вышла из Советского Союза без Южной Осетии и Абхазии и ее претензии на эти республики неправомерны!
Свое постановление «О ситуации в бывшей Южно-Осетинской автономной области и ходе миротворческого процесса» грузинский парламент принял 15 февраля. В нем народные избранники соседнего государства «резко негативно оценили выполнение миротворческими силами, расположенными на территории бывшей Южно-Осетинской автономной области, возложенных на них обязательств», а действия России объявили «попыткой провести аннексию».
За громкими словами грузинского постановления укрылась главная мысль – Грузия поставила вопрос о пересмотре так называемого Сочинского соглашения от 24 июня 1992 года, по которому российские миротворцы оказались в Южной Осетии, и потребовала немедленно вывести российский миротворческий контингент.
В пятницу российские депутаты обратились к президенту и правительству с просьбой «принять все необходимые меры по обеспечению национальной безопасности России и международной безопасности в Кавказском регионе в связи с обострением ситуации вокруг Южной Осетии, вызванным действиями грузинской стороны».
Неожиданно спокойный тон российского постановления председатель думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин, чей комитет готовил документ, объяснил появлением еще одного документа – собственного постановления парламента Южной Осетии. В постановлении южноосетинские депутаты обратили внимание грузинских и российских коллег на инициативы президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты. Он в средине декабря 2005 года предложил план по урегулированию грузино-осетинского конфликта. В плане, в частности, есть пункты о демилитаризации зоны конфликта, экономической реабилитации Южной Осетии и определение характера государственно-правовых отношений между Грузией и Южной Осетией. Сейчас депутаты Южной Осетии предложили к нему вернуться.
На примирительное объяснение г-на Кокошина некоторые депутаты отреагировали нервно. «Россия давно пытается объяснить международным подстрекателям, что Грузия при Гамсахурдии (президент Грузии в 90-е годы) вышла из Советского Союза без Южной Осетии и Абхазии и ее претензии на эти республики неправомерны!» – объявил вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин (фракция «Родина – «Народная воля» – СЕПР»). «Наши заявления должны упреждать события, а не реагировать постфактум на непродуманные действия грузинского парламента», – чрезвычайно спокойный тон российского постановления также расстроил депутата от ЛДПР Сергея Сироткина, предложившего в таком случае в принципе не реагировать на грузинские выпады. «Собака лает – караван идет», – рассудил он.
А депутат от фракции «Родина» Андрей Савельев вообще внес поправку-рекомендацию правительству РФ рассмотреть вопрос об отзыве посла России в Грузии. «Дума должна отвечать реальными угрозами на угрозы с грузинской стороны!» – воинственно сообщил он. Это, впрочем, не повлияло на голосование. Депутаты приняли постановление большинством голосов, так его и не поправив.
Грузинская партия войны
Сергей Бабурин (фото ИТАР-ТАСС) |
По поводу голосования автор принятого документа Андрей Кокошин не скрывал радости. «Этот так называемый «цхинвальский план» Кокойты очень важен сегодня, – заверил газету ВЗГЛЯД парламентарий. – Это совершенно разумный нормальный план! Причем процентов на 70 он совпадает с тем, что раньше предлагала грузинская сторона. Просто сейчас Грузия почему-то позабыла о своих предложениях, и опять нагнетается напряженность».
Несмотря на вспыльчивость грузинских коллег, г-н Кокошин выразил газете ВЗГЛЯД оптимизм по поводу перспектив урегулирования грузино-осетинского конфликта, поведав, что вчера из Грузии вернулась группа думцев, которая «поработала там с коллегами очень плодотворно». В предстоящие дни итоги поездки будут еще обсуждаться, а в части выработки итогового решения Андрей Кокошин очень надеется на идеи Эдуарда Кокойты.
«Кому же выгодны резкие заявления, обостряющие конфликт?» – полюбопытствовал обозреватель деловой газеты ВЗГЛЯД. «Есть в Грузии «партия войны», – посетовал депутат. – Они настаивают, что решить проблему можно только военно-силовым путем, и потому начинаются серьезные военные приготовления». Под воздействием этой «партии войны» остальные грузинские политики также начинают «увлекаться этой крутизной», заметил г-н Кокошин, намекнув на горячий нрав народа соседнего государства и заметив, что «так возникает ситуация коллективной психологии, когда выигрывает самый главный экстремист и все следуют за его эмоцией».
«Российским политикам в такой ситуации соревноваться, кто круче, не следует», – сообщил Андрей Кокошин, судя по всему, адресуясь к коллеге Бабурину.
Последний, выйдя к журналистам, продолжил сыпать воинственными идеями. «Госдума не должна обращаться к президенту с просьбой узнать, как дела у наших соседей! Россия должна признать независимость Южной Осетии, а не наблюдать, как Грузия политически оформляет силовой захват чужой территории», – объявил Сергей Бабурин.
«А вы не боитесь, что признание Южной Осетии вызовет военные действия?» – поинтересовалась у него газета ВЗГЛЯД. «Признание независимости – это международная необходимость! Этот акт, безусловно, будет болезненным для любого государства, которое раньше считало эту территорию своей», – заявил депутат, приведя в пример Португалию, чью независимость Испания не признавала 40 лет.