Первое заседание комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии было решено провести в расширенном составе и при большом скоплении практикующих и потенциальных «общественных» дипломатов. Заседание посвятили поиску целей и обозначению задач нового органа.
Ответ общества
Зарубежные фонды к финансированию формирующего гражданского общества в России допущены не будут
Мероприятие открыл глава новой комиссии, президент ряда политологических фондов Вячеслав Никонов.
Он заверил собравшихся, что Россия все еще «является серьезным суверенным центром современного мира» в «космической, ресурсной, ядерной и прочих отраслях», и пообещал, что он и его комиссия приложат усилия для повышения этой роли. «Цель создания комиссии – вывести гражданское общество на международный уровень», – сообщил он, пояснив, что для этой светлой цели будет развивать институт «общественной дипломатии».
«До сих пор общественная дипломатия ограничивалась Москвой», – пояснил глава комиссии, явно намекая на чрезмерную активность некоторых неправительственных организаций, о которых за пределами столицы россияне мало что слышали. Теперь г-н Никонов ситуацию пообещал поменять – российские неправительственные организации выводить на международную арену, а иностранные заставить «чувствовать себя комфортно в России».
Следующий докладчик – начальник управления администрации президента (АП) по международным и культурным связям с зарубежным странами Модест Колеров – оказался не так мягок при оценке причин появления нового органа. «Создание комиссии – не что иное, как ответ общества на создание бюрократических структур в некоторых ведомствах», – не уточнил г-н Колеров, имеет ли в виду представленное в зале Министерство иностранных дел или сидящих в президиуме депутатов Госдумы.
«Гражданская дипломатия на постсоветском пространстве должна носить лишь экспертный характер», – жестко обрисовал коллегам границы их будущей деятельности Модест Колеров и перешел к теме денег. Выяснилось, что «гражданская дипломатия на чьи-то деньги – то же самое, что дрессированные собачки». «Нельзя ли поподробнее про «собачек»?» – уточнила у покидающего зал Модеста Алексеевича газета ВЗГЛЯД.
«Любая гражданская активность должна существовать только на собственные деньги. Если она существует на деньги кого-то, то ее идеи призваны обслуживать интересы этого кого-то», – пояснил Модест Колеров, дав по сути понять, что зарубежные фонды к финансированию формирующего гражданского общества в России допущены не будут, но не объяснив, значит ли это, что новой комиссии совсем не будет выделяться и бюджетных денег.
Министерство гражданского общества
Замминистра иностранных дел России Александр Яковенко (фото: кадр НТВ) |
Пока представитель АП беседовал с журналистами, в зале слово взял председатель Комиссии Госдумы по международным делам Константин Косачев. «Мы сегодня, можно сказать, присутствуем на дне рождения нового младенца, – искрил хорошим настроением депутат. – Поскольку на дне рождения принято что-то желать, я желаю «новорожденному» стать Министерством иностранных дел гражданского общества России».
Еще парламентарий пожелал «младенцу» отыскать свою нишу. «Президент находится под давлением трех групп – чиновников, бизнеса и гражданского общества в лице политологов, журналистов и политиков. И вот эта третья группа была до недавнего времени разрозненна», – многозначительно сообщил г-н Косачев, пожелавший новой комиссии «третью группу консолидировать».
«Чем все-таки, по-вашему, будет заниматься новая комиссия?» – поинтересовалась у Константина Косачева, также засобиравшегося с заседания, газета ВЗГЛЯД. «Прежде всего это должны понять сами члены комиссии, – немного расплывчато отреагировал депутат. – Сейчас существует несколько точек зрения на внешнеполитическую позицию России. Есть позиция большинства – «Единой России», и есть две ура-патриотические точки зрения – «Родины» и КПРФ. Мне видится, что последние не соответствуют настроениям в обществе. И это должно быть четко артикулировано», – признался он.
Замминистра иностранных дел России Александр Яковенко, оказавшийся в зале сегодня в качестве гостя, также возложил большие надежды на новый орган Общественный палаты, так подходящий МИДу по профилю.
«Оценки работы министерства, которые будет ставить эта серьезная площадка, станут лакмусовой бумажкой, – дипломатично завысил роль новой комиссии г-н Яковенко, добавивший в задачи следующее: – Тема восприятия России в мире нас очень волнует! Нам очень важно, чтобы нас воспринимали такими, какие мы есть!»
Пообещав, что «в лице министерства комиссия обретет не только эксперта, но собеседника и даже коллегу», Александр Яковенко тоже покинул зал. «Никакой конкуренции между МИД и новой комиссией я не ожидаю! – сообщил газете ВЗГЛЯД г-н Яковенко перед уходом. – МИД заинтересован в контактах с гражданским обществом, сегодня таких контактов не хватает. Вместе мы сможем четче готовить свою позицию по внешнеполитическим вопросам президенту», – заверил он.