В здании, где расположен лондонский офис Бориса Березовского, обнаружены следы радиоактивного вещества полоний-210. Именно этим ядом, по заключению британских врачей, был отравлен бывший полковник ФСБ Александр Литвиненко, который 23 ноября скончался в одной из лондонских больниц.
По свидетельству его бывшего командира, под посланием стоит факсимиле подписи беглого сотрудника госбезопасности
По версии британской полиции, после встречи с информатором Марио Скарамеллой Александр Литвиненко заходил на Даун-стрит, чтобы сделать копии переданных ему итальянцем документов.
Кроме того, следы радиоактивного металла нашли в доме № 25 по Гросвенор-стрит, в 400 метрах от гостиницы «Миллениум», где Литвиненко проводил другую встречу, на сей раз со знакомым из России. Как передает РИА «Новости», в оцепленном полицией здании расположены офисы нескольких компаний, в том числе адвокатские конторы. Но как сюда попало ядовитое вещество, пока не ясно.
В деле об отравлении Александра Литвиненко вообще много странного. Это признает и глава МВД Великобритании Джон Рид, который прямо называет кончину бывшего полковника ФСБ крайне подозрительной.
Напомним, что умерший в четверг экс-сотрудник Управления ФСБ по разработке и пресечению деятельности преступных организаций получил известность в 1998 году, когда при поддержке группы коллег провел пресс-конференцию в «Интерфаксе», где сообщил, что получил приказ убить Бориса Березовского. В 2000 году Александр Литвиненко бежал из России в Великобританию. «Я не видел ничего отрицательного в том, что у Литвиненко сложились отношения с Березовским. Но в какой-то момент они перешли в меркантильные и уже ситуация переигралась с точностью до наоборот, и Березовский стал использовать офицера как источник информации внутри спецслужбы», - говорил телеканалу «ТВ-Центр» экс-директор ФСБ Николай Ковалев после бегства Литвиненко. В 2001 году беглый полковник получил политическое убежище в Британии.
В середине ноября пришло известие о том, что Литвиненко был отравлен неизвестным ядом и теперь находится в одной из лондонских больниц. А дальше события начали развиваться в очень странном направлении. Сначала выяснилось, что в больничную палату экс-полковник ФСБ попал еще 1 ноября сразу после встречи со своим осведомителем Марио Скарамеллой. Несколько дней бывший сотрудник ФСБ находился в критическом состоянии. Однако об «отравлении» Литвиненко было широко объявлено лишь 11 ноября, только после того как за дело взялось лондонское PR-агентство Chime Communications.
Борис Березовский |
Однако, по данным газеты Guardian, кампания была организована пиар-агентством, которое возглавляет Тим Белл, ранее работавший с Маргарет Тэтчер, а ее заказчиком является Борис Березовский. Именно Chime Communications распространяло информацию о состоянии здоровья Литвиненко и его фотографии в больнице. Г-н Белл также заявил, что никаких гонораров за работу его агентство не получало, а лишь «помогало бесплатно в истории с Литвиненко с информационными материалами». Chime Communications распространило в прессе информацию о загадочной болезни Литвиненко, предоставив всем желающим фотографии тяжело больного экс-полковника ФСБ на больничной койке.
Guardian также удалось выяснить, что Борис Березовский лично нанимал человека, который интервьюировал специалиста по токсикологии Джона Генри, выступившего с версией отравления Литвиненко радиоактивным таллием. Джон Генри получил известность после того, как в свое время по просьбе Березовского принимал участие в расследовании отравления кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко. Тогда он поставил диагноз Ющенко по фотографии, напоминает агентство «РИА-Новости». На этот раз в Университетской больнице Лондона, где скончался экс-офицер, заявили, что Генри не лечил Литвиненко и не был знаком с результатами обследований, когда выдвигал свою версию. Более того, в официальном заявлении больницы указано, что пациент поступил к ним лишь «17 ноября в очень тяжелом состоянии». Также клиника официально уведомила всех, что любая фото- и видеосъемка в палате Литвиненко была и остается категорически запрещенной.
Скончался экс-сотрудник ФСБ 23 ноября. После его кончины была зачитана прощальная записка, в которой Литвиненко фактически обвинил в своем отравлении российские власти и спецслужбы. Правда, в истории с предсмертным посланием тоже много неясностей. Остается неизвестным, когда именно была составлена эта записка и почему она была написана по-английски, которым покойный Литвиненко, по свидетельству очевидцев, владел далеко не на литературном уровне. Кроме того, по свидетельству его бывшего командира Александра Гусака, под посланием стоит факсимиле подписи Литвиненко.
Специалисты антитеррористического подразделения Скотленд-Ярда продолжают расследование обстоятельств гибели Литвиненко. И ближайшим объектом их пристального внимания станет здание на Даун-стрит, где находится офис Бориса Березовского. Также, по заявлению представителя Скотленд-Ярда, «будут тщательно обследованы все места, где мог находиться в тот день Литвиненко».