По словам замдиректора Федерального института педагогических измерений Галины Ковалевой, входящей в группу разработчиков тестов для ЕГЭ, неправильно было бы думать, что тесты не выявляют творческие способности школьников. Именно этому и посвящена третья часть каждого теста, в ходе которой выявляется способность ученика применять полученные знания.
ЕГЭ – это наша собственная модель, которая выросла на традициях российского образования и вобрала в себя все самое лучшее из него
Группа разработчиков контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ, по словам Ковалевой, регулярно проводит анализ экзаменационных систем в мире. Анализ показывает, что тестирование применяется практически во всех странах Европы, это является объективной тенденцией, направленной на усовершенствование оценки качества образования. Очень важен для разработчиков опыт Японии и Сингапура, которые последние 10–20 лет являются лидерами в образовательной сфере.
«ЕГЭ – это наша собственная модель, которая выросла на традициях российского образования и вобрала в себя все самое лучшее из него», – утверждает Ковалева. Наши российские тесты были приняты на конкурсной основе и высоко оцениваются международными экспертами. По мнению этих экспертов, российские тесты имеют достаточно высокое качество.
Но главным мотивом введения ЕГЭ, по словам разработчиков, является то, что единый экзамен обеспечивает независимость оценки. «Никогда учитель не может объективно оценить ученика, поскольку оценивает результаты своей работы, поэтому все страны стремятся обеспечить независимый контроль», – подчеркнула замдиректора Федерального института педагогических измерений.
Президент Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко не отрицает необходимости использования тестов в образовании, но выступает за право ученика самому выбирать форму аттестации. Схожего мнения, по его словам, придерживается Российский союз ректоров, возглавляемый ректором МГУ имени Ломоносова Виктором Садовничим. Ректоры требуют обеспечить разнообразие форм аттестации учеников, что позволит сохранить в школьниках и абитуриентах умение мыслить и риторические навыки.
Экс-министр образования Евгений Ткаченко также считает, что ЕГЭ не должен монополизировать систему оценки знаний ученика. «Тест абсолютно необходим на определенном этапе, но он не может быть единственной системой оценок», – заявил Ткаченко. ЕГЭ, по его словам, способен проверить знания ученика, но не способность к обучению. В то же время как сравнительному методу единому экзамену альтернативы нет. ЕГЭ, по мнению бывшего министра, должен быть для ученика добровольным.
Другие участники круглого стола отметили, что введение ЕГЭ привело к появлению системы массовой оценки знаний, с помощью которой можно оценить состояние образования в стране, но призвали к осторожности введения этого метода для итоговой оценки знаний школьников.