В обращении к руководству России, которое сегодня было единогласно принято на расширенном заседании парламента с участием президента Абхазии Сергея Багапша, представителей всех ветвей власти республики, общественно-политических движений и партий, а также религиозных конфессий говорится, что «Абхазия обладает всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенного государства, признаваемыми мировым сообществом».
13-летний послевоенный период подтвердил жизнеспособность de-facto независимого Абхазского государства
«В Республике Абхазия сложились демократические институты: развитое гражданское общество, свободные независимые средства массовой информации, легальная оппозиция, эффективная правовая система», - отмечается в обращении. А 13-летний послевоенный период «подтвердил жизнеспособность de-facto независимого Абхазского государства и требуется лишь легитимировать его суверенитет в соответствии с Уставом ООН».
На обращение уже откликнулись российские сенаторы. В Совете Федерации пообещали «самым серьезным образом» рассмотреть обращение и «изучить все правовые возможности в рамках действующего законодательства России». Как пояснил «Интерфаксу» вице-спикер верхней палаты Александр Торшин, «нельзя идти вопреки волеизъявлению абхазского народа, тем более что 90% населения этой непризнанной республики имеет российское гражданство».
«...Признание нам очень нужно, и прежде всего для того, чтобы быть защищенными международным пpaвoм. Мы находимся в состоянии войны с Гpyзиeй. И в случае начала Грузией войны против Абхазии она будет расценена мировым сообществом как внутригосударственный конфликт. В случае признания Абхазии это будет агрессией с вытекающими из этого мeждyнapодными и правовыми пoслeдcтвиями. Поэтому нам нужно не просто признание кaким-либо государством, а признание таким государством, авторитет которого имеет влияние на международное сообщecтвo. На сегодняшний день единственной страной, на признание которой мы можем рассчитывать, является Рoсcия», - пояснял недавно местной газете «Форум» бывший премьер Абхазии Анри Джергения.
Однако независимые аналитики прогнозируют трудности на пути Абхазии к суверенитету. «Даже если Россия сегодня официально признает фактически существующее абхазское государство, с признанием Абхазии мировым сообществом могут возникнуть определенные сложности», - говорит президент фонда «Политика», председатель комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству Вячеслав Никонов.
В самой Абхазии готовы к трудностям. Министр иностранных дел республики Сергей Шамба недавно заявил, что в ближайшее время Абхазия «вряд ли добьется возможности высказывать свою позицию с трибуны ООН». Самого Шамбу, кстати, на прошлой неделе не пустили на заседание Совета Безопасности ООН, где рассматривалась резолюция по Грузии. Посольство США в Москве отказало ему в выдаче въездной визы.
«Если там сегодня выступил бы представитель Абхазии, то завтра надо будет дать возможность высказаться и косоварам, и приднестровцам, и карабахцам, и другим», - пояснил Шамба.
Замдиректора Института стран СНГ Леонид Жарихин пояснил газете ВЗГЛЯД: «Это заявление Россия будет вынуждена рассматривать самым серьезным образом. И не в контексте отношений России и Абхазии, а отношений со всеми непризнанными республиками, а также с Грузией и Молдавией. Считаю, России нужно обратиться в ОБСЕ с этим вопросом. Ведь руководство Косова обратилось туда с таким же призывом о признании суверенитета. А как же тогда Хельсинкские соглашения о нерушимости границ в Европе? В случае признания суверенитета Косова оно перестанет действовать. Проблема непризнанных государств должна быть в максимальной степени интернационализирована. Необходим единый подход, а не следование двойным стандартам или «праву сильного».