Российская элита и общество за последние годы привыкли оперировать теориями заговора, что в советское время считалось уделом маргиналов, а главной проблемой при передаче власти в 2008 году может стать заговор ультранационалистов, считает Дугин.
Избежать гражданской войны
Ряд политологов считает, что сокращение запасов нефти и объемов ее добычи толкает нефтяное лобби к установлению контроля над транзитом нефти и ее добычей по всему миру
Предваряя выступление Александра Дугина, политолог Сергей Марков отметил, что проблема 2008 года объективно существует, поскольку в России еще не сложилась традиция передачи власти. «У нас то дворцовый переворот, то революция и гражданская война, то при смене власти разваливается страна», – посетовал политолог.
Но в 2008 году, как пообещал Марков, возможно, мы станем свидетелями формирования российской традиции передачи власти. Как подчеркнул политолог, население страны не желает терять позитивные тенденции, которые оно связывает с действующим президентом. «Люди боятся, что придет какой-нибудь новый Ельцин», – констатирует Марков. Поэтому политолог не исключил, что Путин останется в политической системе в роли российского Дэн Сяопина или в стране будет восстановлена практика коллективного руководства.
Александр Дугин обратил внимание собравшихся на то, что теория заговора в постсоветские годы из маргинальной превратилась в доминирующую. При этом не так важно, существуют ли эти заговоры в реальности, главное, что они воспринимаются массовым сознанием в качестве объяснения политических процессов. «Оккультная теория заговора, которая в советское время была достоянием сумасшедших, стала методологией познания как для элиты, так и для общества», – указал Дугин. Поэтому, подчеркивает философ, неудивительно, что проблема 2008 года рассматривается исключительно в конспирологическом ключе.
Обрисовав положение с конспирологией в целом, Дугин перешел к анализу заговоров, угрожающих российской государственности в настоящее время. Условием путинского правления, отмечает Александр Дугин, стало отсечение крайностей политического спектра, что создало эффективную модель управления. Следствием такой политики стало отсутствие у власти проблем с элитами при поддержке масс. «Легитимно Путин должен остаться, легально он сделать этого не может», – считает философ.
У недовольных путинской политикой сил, желающих вернуть 90-е, как отмечает Александр Дугин, нет ни социальной базы, ни опоры в элитах, поскольку их политика себя полностью исчерпала. «Их идеология никого не может мобилизовать, однако за ними стоит мощный аппарат», – заметил философ. В итоге, по оценке Дугина, у них остается только один выход – уповать на заговор крайних националистов. Об этом уже объявлял Борис Березовский, и 4 ноября, возможно, предстоит репетиция выступления ультранационалистов, будет продемонстрирована модель, готовящаяся для 2008 года.
Истина где-то рядом
Заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов, рассуждая о конспирологии, призвал отказаться от двух крайних точек зрения (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД) |
Заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов, рассуждая о конспирологии, призвал отказаться от двух крайних точек зрения. Одна из них гласит, что политика – это то, что мы видим по телевизору, и другой политики не существует. Другая позиция все сводит к заговорам.
По мнению Фролова, пораженческий либерализм ушел из российской политики и даже такие провокации, как убийство Политковской, не способны его возродить.
Но на смену этой опасности приходит опасность этнонационализма, которая с усилением ваххабитского ислама может развалить страну. «Определенные структуры пытаются реализовать замысел Пайпса, Янова и Бжезинского – при помощи эрзац-патриотизма оправдать потерю собственной территории», – считает Фролов, указывая на замыслы организаторов «Правого марша» 4 ноября. В этот день по центру столицы намерены пройти маршем представители Движения против нелегальной миграции (ДПНИ) и примкнувшие к ним члены движений, находящихся за гранью легальности.
Ряд политологов считает, что сокращение запасов нефти и объемов ее добычи толкает нефтяное лобби к установлению контроля над транзитом нефти и ее добычей по всему миру. Это лобби будет рассчитывать на дестабилизацию России по окраинам и радикализацию флангов российской политики. Целью нефтяного лобби является установление в России режима, который бы гарантировал контроль транснациональным корпорациям над нефтепроводами.
Другие выступавшие также указывали на опасность подъема националистических настроений России, в том числе в национальных республиках, а также указывали на трудность выработки идеологии в условиях современного государства.