О подготовке коммунистического референдума стало известно в апреле. На очередном съезде лидер КПРФ Геннадий Зюганов объявил о решении сменить тактику борьбы за власть, больше сосредоточившись на PR-работе. Таким образом, предполагалось «прорываться» на телеэкраны и вообще «бороться с информационной блокадой».
Очевидный отказ
И вот спустя некоторое время общественности был представлен проект всенародного референдума. В работу над подготовкой плебисцита коммунисты пригласили коллег из «Родины» и НБП. В итоге конечный список вопросов оказался из 17 пунктов. «Левые» предложили спросить у народа мнения практически по всем сферам жизни.
Народу предлагалось: восстановить в течение трех лет дореформенные сбережения граждан, отменить закон о монетизации льгот и новый Жилищный кодекс, обеспечить право на общедоступное и бесплатное образование, сохранить отсрочки от призыва, действовавшие на 1 января 2005 года, вернуть в собственность государства недра, электростанции, предприятия ВПК, железные дороги, ЛЭП и магистральные трубопроводы; вернуть госсобственность на земли сельхозназначения, отменить систему назначения губернаторов, и ряд других пунктов.
Глава ЦИК Александр Вешняков почти сразу поставил на идее референдума крест |
Прослышав о списке и содержании вопросов, глава ЦИК Александр Вешняков почти сразу поставил на идее референдума крест. 20 апреля Центризбирком отказал инициаторам в проведении референдума по 15-ти из 17-ти вопросам. Избирком мотивировал отказ тем, что в 15-ти вопросах коммунисты предложили изменения, требующие финансовых затрат, а закон запрещает выносить на плебисцит вопросы, касающиеся внутренних бюджетных дел.
Собственно, отказ ЦИКа был очевиден. «Левые» включили в свой референдум предложения представителя «Родины» Сергея Глазьева. Депутат от «Родины» еще ранее коммунистов хотел провести собственный референдум, но ЦИК отказал ему. Отказ ЦИКа не помешал «левым» включить вопросы Глазьева в список без каких либо изменений. По ним и пришел отказ.
Родственно-семейные разоблачения
Надо сказать, решение Центризбиркома не удивило, прежде всего, коммунистов. Они почти сразу подали протест в Верховный суд, который и начал рассмотрение дела на этой неделе.
В течение 4 дней ВС заслушивал стороны, по свидетельству очевидцев, совершенно явно, отдавая предпочтение коммунистам. ЦИКу было оказано в прекращении дела, а коммунистам позволили вызвать в суд буквально всех требуемых ими экспертов и свидетелей. В частности, экспертом от КПРФ накануне выступил бывший глава Верховного совета СССР Анатолий Лукьянов. Его персона вызвала протесты в рядах представителей ЦИК: избиркомовские работники выразили опасение в ангажированности эксперта из-за родственных связей. Выяснилось, что эксперт Лукьянов – не только правовед, но и отец одного из адвокатов коммунистов Елены Лукьяновой.
Поднятая 1 июня тема родственных взаимоотношений, оказалась актуальной и в последний день судебного разбирательства – 2 июня. На сей раз, тему подняла сторона заявителей. Представитель коммунистов Вадим Соловьев принялся разоблачать родственно-финансовые связи Центризбиркома, пытаясь пристыдить членов ЦИК.
«Мне некоторые члены ЦИК в беседе говорили: «Мы с вами в вашей инициативе, но закон несовершенен!», - монотонно зачитывал свое выступление г-н Соловьев, - «Мы считаем, что если бы ЦИК занимал правовую, а не политическую позицию, говорить о несовершенстве закона не понадобилось бы. А так, как говориться, неча на зеркало пенять, коли рожа крива», - участливо посоветовал он представителям ЦИК.
Кругом семья
Уличенная накануне циковскими работниками в «родственных взаимоотношениях» Елена Лукьянова тоже не осталась в долгу. Она гневно обрушилась на ЦИК за раздутость его аппарата: «Тут некоторые вспоминали моего отца… Так вот, во времена моего отца аппарат Верховного совета работал в значительно меньшем составе, а эффективность его была в разы больше аппарата ЦИКа», - сообщила г-жа Лукьянова, припомнив целый список фамилий тех, кто при Анатолии Лукьянове работал в аппарате Верховного совета, а сейчас, по данным г-жи Лукьяновой, трудится в аппарате ЦИКа. Тем самым г-жа Лукьянова явно тоже попыталась пристыдить бывших подчиненных ее родителя.
Среди перечисленных имен Елена Лукьянова обнаружила и чьего-то «папеньку», окончательно отомстив за установления отцовства Анатолия Лукьянова. Уже казалось, что воспоминания, кто кому родня, так и продолжаться, но судья по делу Николай Романенков объявил перерыв, за которым последовал окончательный вердикт.
Референдум не пройдет
Судья Верховного суда Николай Романенков |
«Выслушав объяснения, Верховный суд решил: заявление об отмене постановления ЦИК от 20 апреля оставить без удовлетворения», - зачитал судья Романенков. Сие значило, что ВС отказал коммунистам в их жалобе.
«Мы будем обжаловать это решение сначала в Конституционном суде, а потом – в Европейском», - сообщили расстроенные коммунисты после закрытия заседания. Впрочем, унывать они явно не собирались: «Мы еще посоветуемся и, скорее всего, проведем всенародное обсуждение», - подчеркнули представители «левых». Юридической силы данное мероприятие иметь не будет, но шуму наделает много. Вряд ли пенсионеры, лишенные в начале года законных льгот, пройдут мимо инициативы (пусть и бесплотной) отменить этот закон…