Помимо главы Пентагона в консультациях принимали участие генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, министры обороны Украины и Литвы. Подводя итоги консультаций, Яап де Хооп Схеффер не стал прогнозировать, в какие сроки Киеву будут открыты двери НАТО, добавив лишь, что «все будет зависеть от усилий самой Украины». На встрече, как подчеркнул генсек альянса, «были обговорены пути, по которым следует идти Украине, чтобы добиться поставленной цели».
Военная реформа: одобрено Вашингтоном
Западным дипломатам приходится либо одобрять интеграционные усилия Киева, либо возвращать украинское руководство с небес на землю
Глава военного ведомства Украины Анатолий Гриценко сообщил, что на следующий год запланировано увеличить бюджетные ассигнования на оборону до 1,63-1,64% ВВП, что на 30% превышает показатель нынешнего года. «Эта сумма определена с учетом возможностей национальной экономики», – отметил он.
Министерство обороны Украины приняло решение о передаче радиочастот, которые были в распоряжении военного ведомства и не используются, в гражданский сектор. По его мнению, это будет содействовать развитию экономических возможностей государства и росту прибылей ведомства. «Вооруженные Силы Украины не только берут деньги у государства на свое реформирование и развитие, но и помогают экономическому сектору Украины», – подытожил министр, чем заслужил одобрительный отзыв американского коллеги.
Дональд Рамсфельд поставил работу МО Украины в пример некоторым военным ведомствам стран – членов НАТО как структуры, которая заботится не только о развитии собственных вооруженных сил, но и о развитии государства в целом.
Однако что-то, вероятно, пошло не так, и это «что-то» стало причиной поспешного отъезда главы Пентагона – как уверяют, в неизвестном направлении. Возможно, в отношениях Киева и альянса образовалась некоторая трещина, полагают местные комментаторы.
Когда-то заманчивая перспектива членства была со стороны Запада своеобразным пряником, которым можно было направлять украинскую внешнюю политику в русло, выгодное Вашингтону и Брюсселю. Потом ситуация несколько изменилась: к власти на Украине пришел провозглашенный большим демократом Виктор Ющенко, из программы которого ясно следовало, что теперь Украина будет стремиться к вступлению куда угодно, лишь бы поскорее почувствовать себя частью развитого мира.
Днем солдаты, вечером НАТО
Министр обороны Украины Анатолий Гриценко на встрече с генеральным секретарем НАТО Яап де Хооп Схеффером (фото АР) |
Теперь западным дипломатам приходится либо одобрять интеграционные усилия Киева, либо возвращать украинское руководство с небес на землю, объяснив преждевременность полноправного членства, тем самым, правда, серьезно снизив привлекательность прозападной ориентации на просторах СНГ. Политики-реалисты ЕС выбрали второе, четко заявив, что, прежде чем вступить в альянс, Украине еще необходимо пройти большой кандидатский путь и одних заявлений о приверженности демократии недостаточно.
И тут на стороне Украины в бой вступила тяжелая артиллерия в лице Дональда Рамсфельда, который заявил, что «нужно помочь Украине осуществить реформы и интегрироваться в НАТО». Соединенные Штаты все больше начинают осознавать, что масштаб задач, которые Америка попыталась взвалить на себя в одиночку, вдохновившись ролью доброго «всемирного жандарма», слишком велик для того, чтобы односторонние действия завершились успехом.
В такой ситуации любые формы сотрудничества, облегчающего военное бремя США, находят горячую поддержку в Вашингтоне. В особенности когда речь идет о дополнительных войсках в Ираке, где американские солдаты гибнут почти каждый день. Сейчас там уже находится украинский контингент примерно из тысячи человек, к увеличению которого США, как сообщалось, будут стремиться в ходе переговоров.
А вот с этим вышла неувязочка – Украина не желает служить экспортером «пушечного мяса» для дяди Сэма. Более того, в понедельник тот же Гриценко после встречи с Рамсфельдом заявил: «В соответствии с решением президента Украины наши миротворцы будут выведены с территории Ирака до конца этого года». Видимо, цинковые гробы перевесили в сознании общества гипотетические блага переходного периода. Чем не повод хлопнуть дверью?
Проблема-2008
Более того, сейчас натовские чиновники предпочитают не задумываться и о том, каким может быть ответ Москвы на вступление в альянс Украины. Очевидно, что реакция России будет, мягко говоря, не очень благосклонной. Кажется, и сам Гриценко всячески пытается обойти этот вопрос стороной. «Я не считаю это в самом деле серьезной проблемой, поскольку Россия и умные люди в России уже могли убедиться, что Польша как член НАТО и страны Балтии, которые стали членами НАТО, не составляют никакой угрозы России. Итак, вопреки определенным замечаниям, которые звучат из Москвы, на самом деле Россия понимает, что продвижение Украины в НАТО не угрожает безопасности России», – сказал Гриценко.
Впрочем, даже сами украинские политики не рассчитывают на прием своей страны в НАТО ранее 2008 года, а солдаты оккупационных сил гибнут в Ираке каждый день, поэтому понятно желание США интенсифицировать сотрудничество Украины с НАТО. Тогда, скорее всего, речь можно будет вести и об увеличении украинского контингента в Ираке.