Поправки в закон готовились давно. В апреле этого года с идеей наладить тесное сотрудничество Общественной палаты со СМИ выступил в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. На предложение главы государства тут же откликнулось парламентское большинство. Уже в июне единороссы создали рабочую группу, возглавить которую поручили первому вице-спикеру Госдумы Любови Слиске. Депутаты разработали концепцию, а потом ушли на летние каникулы. Процесс, казалось, приостановился. Но уже накануне президент внес в Думу свои поправки.
Два варианта
Борис Резник полагает, что толк от деятельности Палаты появится только в том случае, если она будет наделена «драконовскими полномочиями»
И хотя в среду президентские поправки так и не поступили в думскую канцелярию, при ознакомлении с ними на следующий день стало ясно – предложения единороссов глава государства немного сократил.
Первоначально парламентское большинство настаивало на создании специальной комиссии при Палате, которая бы и взяла на себя все функции по взаимодействию со СМИ. Более конкретно формулировались и полномочия Палаты по «осуществлению контроля за свободой слова».
Предполагалось, что комиссия будет пресекать факты ущемления свободы массовой информации, в том числе нарушения права журналиста на запрос и получение общественно значимой информации. Порицаемым станет и несоблюдение принципов плюрализма и равноправия в сфере СМИ, а также неравномерного распределения времени вещания на телевидении и радио среди парламентских фракций.
Кроме того, в обязанность комиссии вменялось установление фактов необъективности и недостоверности информационных сообщений, многие из которых основаны на слухах и ложной информации. Новый орган должен был препятствовать и так называемому ущемлению нравственных интересов детства и юношества на телевидении и в печати. Планировалось привлекать средства массовой информации и к подписанию соглашений по соблюдению этических и демократических норм в своей редакционной политике.
В президентском варианте создание специального органа при Палате не предусматривается. А ее полномочия за соблюдением свободы слова в СМИ никак не конкретизируются. Говорится лишь, что «Палата вправе привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова, реализации прав граждан на распространение информации законным способом, а также вырабатывать по данным вопроса рекомендации».
Правда, ни один из этих вариантов не предусматривает действенных механизмов по осуществлению контроля за свободой слова в СМИ. А Палата со своей стороны может воздействовать не чем иным, как словом. Например, направлять заключения по факту нарушения свободы слова в профильные министерства. Хотя парламентское большинство предлагало дополнить перечень этих нехитрых полномочий правом на ведение мониторинга СМИ в части соблюдения ими принципов свободы слова, объективности и достоверности информации. А по результатам устраивать слушания.
Контроль, но не цензура
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска (фото ИТАР-ТАСС) |
В связи с этим ряд депутатов уже окрестили комиссию не иначе, как «общественным приглядом». Хотя возражать против прописанных постулатов, по заверениям парламентариев, сложно. Глава думского Комитета по общественным объединениям Сергей Попов заявил газете ВЗГЛЯД, что «документ будет поддержан Думой даже не потому, что инициатива исходит от президента».
«Это будет стимулировать деятельность Общественной палаты и способствовать укреплению ее авторитета в обществе», – считает он. Однако, по мнению замглавы Комитета по информационной политике Бориса Резника (фракция «Единая Россия»), реализация документа на практике будет невозможна в силу многих причин. «Это свод благих пожеланий, не больше», – отметил депутат в интервью газете ВЗГЛЯД.
Бывший журналист полагает, что толк от деятельности Палаты появится только в том случае, если она будет наделена «драконовскими полномочиями». «Но тогда это может обернуться цензурой, а так дело все равно закончится обычным кукареканьем», – говорит он.
Впрочем, другие коллеги по фракции уверены, что речь идет о создании предпосылок для равноправного диалога власти, общества и СМИ. Такое мнение высказала в беседе с газетой ВЗГЛЯД первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. По ее мнению, не идет речи и о введении какой-либо цензуры на телевидении и в печати. «Наоборот, мы хотим защитить журналистское сообщество, чтобы оно могло свободно работать и нести людям правду», – полагает депутат. При этом она не сомневается, что все изменения, вносимые в Закон об Общественной палате, обязательно будут реализованы на практике.