К тому же один из главных доводов Грффина не выдерживает никакой критики. Так глава NASA упрекнул программу «Шаттл» в большом количестве жертв. Однако без жертв не обошлась и лунная программа: во время наземных испытаний «Аполлона-1», когда в кабине корабля вспыхнул пожар, заживо сгорели три астронавта США.
Скромные успехи
Идея «Шаттла» была исключительно дерзкой и едва ли исполнимой
В сенсационном интервью глава американского космического агентства (NASA) сказал, что создание космических челноков, как и строительство на орбите Международной космической станции, является ошибкой. Отвечая на вопросы газеты USA Today относительно разумности замещения программы «Аполлон» программой «Шаттл», Майкл Гриффин заявил, что «это была неверная дорога, мы в данный момент пытаемся свернуть с этого пути с наименьшими потерями». «Идея «Шаттла» была исключительно дерзкой и едва ли исполнимой. Если бы решение зависело от меня, мы бы не стали сооружать орбитальную станцию, которую мы сейчас строим», - отметил он.
Основная претензия Гриффина к МКС – это ее привязанность к земной орбите. Такие настроения главы американского космического агентства ставят, по словам американских экспертов, под вопрос и возращение «шаттлов» в строй, и приверженность США Международной космической станции.
Как пишет USA Today, с 1971 года NASA израсходовало на программу «шаттлов» 150 млрд. долларов. Однако заметим, что корабли этого типа доставили на орбиту более полутора сотен землян, тогда как сопоставимые по затратам пилотируемые программы «Джеминай», «Меркурий» и «Аполлон» обеспечили пребывание в космосе всего 34-х американцев, включая шесть лунных экспедиций.
В интервью газете Грффин упрекнул программу «Шаттл» в большом количестве жертв. Однако без жертв не обошлась и лунная программа: во время наземных испытаний «Аполлона-1», когда в кабине корабля вспыхнул пожар, заживо сгорели три астронавта США.
«Аполлон» не достиг цели
Лунная экспедиция «Аполлон-11» (фото AFP) |
Между тем и в 80-е годы, и теперь среди американских специалистов в области космонавтики отношение к лунной программе далеко неоднозначное. Признавая вклад программы в развитие высоких технологий, известный обозреватель Франк Джетлин писал в конце 90-х в Washington Post: «Что же мешает эту программу продолжить, довести до заранее продуманного и просчитанного финала, до «Аполлона-20»? Ответ я вижу один: политика».
К моменту полета экипажа Сернана («Аполлон-17», последняя лунная экспедиция – ред.) программа «Аполлон» получила свое наивысшее развитие. Ее остановка была столь же искусственна, как ее начало. «Порожденный нуждами политики «Аполлон» политикой же и был убит. Для тех, кто не может понять, почему наш конгресс повернулся спиной к Луне, есть короткое и исчерпывающее объяснение: война во Вьетнаме... Программа «Аполлон» стала жертвой войны. «Аполлон» достиг Луны, но не достиг цели», - писал Джетлин.
Так чем же вызван столь драматически декларируемый поворот в приоритетах космической программы США? Для того чтобы это понять, уместно привести историческую аналогию. Соединенные Штаты нуждались в лунной программе в момент, когда во Вьетнаме, на Кубе, в партизанских джунглях Латинской Америки, в негритянских гетто и даже университетах был брошен непосредственный вызов системе ценностей, на которой они строили свое могущество.
Но мир аплодировал не американским ценностям, а техническому совершенству, гигантской работе сотен тысяч людей и конкретным храбрым парням: Армстронгу, Конраду, Скотту, Шепарду, Янгу, Сернану. Не правда ли, параллель с сегодняшним днем и сегодняшним положением США в мире самоочевидна?
Отказ без признаков отказа
Глава Роскосмоса Анатолий Перминов |
Впрочем, кроме заявлений главы NASA, прямых признаков отказа США от участия в строительстве МКС пока не видно. Понятно, что выход из крупной международной программы, в финансировании которой принимают участие сразу несколько стран и международных организаций, имидж Вашингтона отнюдь не улучшит.
Более того, внесенные на этой неделе в американское законодательство поправки снимают ограничения для расчетов США и российских компаний, сотрудничающих в проекте. При этом гарантом по исполнению сделок станет сам хозяин Овального кабинета. Проблема вообще-то больше касается самих США. Стабильно доставляющие на МКС экипажи и грузы российские корабли могут продолжать это делать и дальше, но с нового года уже без участия американских астронавтов.
Правда, это произойдет, если США не успеют внести оплату за места в корабле из расчета 68 млн. долларов за место. Надо полагать, что если бы американцев более не интересовала постоянно действующая орбитальная станция, они не стали бы в экстренном порядке вносить изменения в закон. Принятые поправки облегчают финансирование российских компаний, строящих корабли для нужд американского сегмента МКС.
Как подчеркнул представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко: «Пока только российская техника – единственное средство ротации экипажей и грузов. Мы закладываем в свой бюджет определенное количество кораблей. Нам их больше не надо. Но если их нужно будет сделать больше и будут средства, выделяемые американцами для американцев, то конвейер заработает быстрее». В ближайшие дни с космодрома Байконур на МКС стартует очередная, 12-я основная экспедиция. По словам главы Роскосмоса Александра Перминова, на запуске будет присутствовать и Гриффин. Любопытно, отважится ли он повторить свое заявление в присутствии российского коллеги?