В Госдуме идет обсуждение предлагаемых пенсионных изменений. Большинство доводов, аргументов многократно высказаны. С цифрами, расчетами. Не буду повторять, тем более что уже писала об этом.
Что к этому можно добавить.
Основной источник повышения пенсий – не бюджет, не Фонд национального благосостояния, а Фонд оплаты труда. Именно от его размера зависит объем собираемых страховых платежей. А он, в свою очередь, зависит от того, сколько в экономике работающих и сколько они получают. При существующей производительности труда и прогнозируемом числе занятых в экономике невозможно обеспечить существенное увеличение пенсий ежегодно прирастающей армии пенсионеров.
История про то, что деньги надо найти как-то по-другому, тоже не работает.
Во-первых, масштаб затрат несопоставим – напомню, что при размере федерального бюджета порядка 17 трлн рублей ежегодный бюджет Пенсионного фонда – 8 трлн рублей, из которых 2,5 трлн рублей – пенсионный трансферт федерального бюджета. Это самая большая статья бюджетных расходов.
К сведению, Фонд национального благосостояния недотягивает до 5 трлн рублей. Еще предлагают золотовалютные резервы на это пустить, но здесь уже без комментариев...
Во-вторых, если гипотетически забыть обо всех остальных значимых расходах и перевести нагрузку по выплате пенсий в основном на федеральный бюджет, тогда это уже никакая не страховая система, а по сути пособие в связи с низким уровнем дохода. Пособие одинаковое для всех независимо от трудового стажа и уровня зарплаты и с критерием нуждаемости.
Есть вопросы, что из законопроекта напрямую не видна та самая тысяча рублей, на которую должна вырасти средняя пенсия.
Напомню, в действующем механизме индексации пенсий уже заложено, что с 1 апреля каждого года страховая пенсия увеличивается с учетом всех доходов, полученных Пенсионным фондом (это помимо повышения 1 февраля на уровень инфляции за прошлый год).
Так что все, что будет накоплено в ПФР, отдадут двумя этапами пенсионерам. Отсюда и повышение на тысячу (или в среднем на 7%). А проконтролирует это Госдума при принятии федерального бюджета на 2019 год.
Это не значит, что нет рисков принятия сегодняшнего законопроекта. Есть. И я о них тоже писала. Наибольшие – в состоянии рынка труда и медицинском обеспечении. Это предмет нашей работы одновременно с подготовкой законопроекта ко второму чтению.
Источник: Блог Ольги Баталиной