Не думала я, что окажусь в тюрьме, когда летела с пересадкой через Лондон на свадьбу друзей во Францию на выходные.
Я была задержана в аэропорту Хитроу незаконно – и, к сожалению, у меня есть причины считать, что это произошло на почве расизма и под влиянием классовой ненависти. Я татарка, это видно по моему лицу. Но выглядеть как мусульманка (как и быть ею, если бы я вдруг была) – не преступление.
Я летела одна, без ноутбука, была одета по-дорожному (две толстовки, джинсы, черный пуховик, кроссовки, очки), а не элегантно, но ведь и это не преступление.
У меня не было с собой багажа (мои вещи ждали меня в Азии, так как я летела во Францию всего на выходные с пересадкой в Сингапуре и Лондоне по пути туда и обратно). Моя ручная кладь была упакована в рюкзак, на котором написано «Приезжайте в Татарстан» (красивый патриотичный рюкзак) и о котором меня несколько раз спросили: «Что это такое – Татарстан?» И я несколько раз ответила.
Да, я ошиблась при анкетировании ночью, ответив, что я не была в Лондоне раньше (а ведь я уже пересаживалась в Хитроу, не покидая транзитной зоны, в пять утра два дня назад, но так как в самом городе я не была, то я ответила – нет, я не была в Лондоне – и только потом, вспомнив о пересадке, я САМА поправила себя и уточнила этот момент: я была в транзитной зоне аэропорта, но не в Лондоне), но это не преступление.
Я сама подошла к паспортному контролю, чтобы узнать, как я могу улучшить условия своего 20-часового пребывания в транзитной зоне – можно ли выйти поспать в отель в город (я знаю, что такие случаи возможны при наличии американской визы, и она у меня была, но я ею не пользовалась) или на территорию аэропорта.
Меня вывела из транзитной зоны сотрудница пограничной службы. Она сказала: «Мы решаем ваш вопрос. Следуйте за мной», – и я последовала за ней (вот это было уже преступление) и попала в тюрьму для мигрантов, откуда была конвоирована как преступник – но по своим же билетам, с удержанием моего паспорта до конечной точки с соответствующим штампом.
Я не знаю, зачем она это сделала.
Большинство из вас знают меня лично. Я работала в правительственных программах, в культурных проектах, в медиа, я написала книгу, я веду социальные сети, много пишу о важном – суммарно в разных социальных сетях меня читает 20 тысяч человек. Я очень много путешествую, была больше чем в 30 странах и никогда не нарушала визовый режим.
Люди, которые говорили со мной в Лондоне, надо мной однозначно смеялись. «Разместив» меня в тюрьме вместо отеля, они спрашивали меня: "Are you happy?" – несколько раз. Это, может быть, покажется вам смешным, но это было так же унизительно, как и весь процесс полностью.
Меня очень надломила эта ситуация морально, я чувствую большое разочарование в лондонском правительстве и его принципах, в мотивах и поведении людей, я чувствую боль, недоумение, возмущение.
Я прошу помочь мне разобраться с тем, что произошло.
Вы можете сказать: «Хорошо, что ты теперь на свободе», или: «Отлично, что все кончилось», но это не так – в моем паспорте стоит штамп.
Я хочу знать причину, по которой я провела это время в тюрьме и была депортирована как преступник, а также устранить возможные последствия этого – сложности с пересечением границ в дальнейшем (предвзятое отношение ко мне из-за этого инцидента).
Я также хотела бы, чтобы пограничная служба аэропорта Хитроу принесла мне извинения за то, что их сотрудники спровоцировали мое задержание:
– ввели в заблуждение, что мой вопрос решается (вместо того, чтобы сказать: нет, вы не можете выйти, так как ваша американская виза не была использована);
– вывели из транзитной зоны, таким образом спровоцировав нарушение мной визового режима;
– удерживали три часа в закрытой комнате в аэропорту, будили раз в час, чтобы вывести меня из психологического равновесия;
– анкетировали и выбрали считать оговорку, которую я тут же (в течение минуты) сама исправила – ложью;
– увезли в тюрьму;
– конвоировали и удерживали в двух аэропортах (Хитроу и Сингапур, где меня уже встречали как преступника) без документов и личных вещей;
– поставили штамп.
Я думаю, что в основе этой неприятной ошибки расизм и классовая ненависть (я не выглядела как они и, к сожалению, не говорила на английском так же хорошо, как они, на мне не было никаких «опознавательных» для них признаков принадлежности к «их классу»), а также ощущение абсолютной власти и безнаказанности, своего «высшего» положения сотрудниками границы аэропорта Хитроу.
Я также должна отметить, что в комнатах, где меня держали, не было ни одной девушки европейской внешности.
Я написала письмо с просьбой о помощи в Британский Совет, посольство России в Великобритании и посольство Великобритании в России, а также продолжаю искать адвоката, который заинтересуется этим случаем.
Я также напишу мэру Лондона, дам интервью всем изданиям, которые этого захотят, и потрачу столько денег, сколько будет нужно, чтобы довести это дело до справедливости, ведь у девушки из Татарстана в спортивной одежде (сюрприз) есть и деньги на юриста, и чувство справедливости.
Источник: Блог Радмилы Хаковой