Первыми жертвами литовской пограничной инициативы станут, похоже, не российские контрабандисты, а лисы, бобры, кабаны и еноты, живущие в сопредельных заповедных лесах. До сих пор они свободно, безо всякой визы перебегали 13-метровую перепаханную полосу, не подозревая, что полоса эта – пограничная и контрольная.
Контрабанду, конечно, нужно ловить. А забор – это, скорее всего, просто символ. Символ отчуждения
До сих пор именно так обозначалась на местности граница российской Калининградской области с Литвой. Плюс – еще пограничными знаками, столбиками, выкрашенными в цвета соответствующих государственных флагов. Теперь привычные миграционные пути будут нарушены: шеф МВД Литвы г-н Мисюнас решил до конца этого года охватить всю Калининградскую область с востока забором длиной более чем в 130 километров и высотой в 2 метра. По официальной версии, забор нужен против контрабанды. «Танки он не остановит, но перелезть через него будет непросто», – пообещал министр.
Прошлым летом и южную границу Калининградской области пересекать стало заметно труднее, правда, пока только людям – местным жителям. Варшава внезапно решила разорвать «соглашение о местном приграничном передвижении», выгодное обеим странам, поскольку позволяло жителям сопредельного воеводства и калининградцам без виз, свободно ездить через границу. Это сильно оживляло местную торговлю, и власти приграничных польских городов были очень раздосадованы таким решением правительства, однако ничего не могли поделать. Варшава сухо объяснила разрыв соглашения «соображениями безопасности». Похоже, речь идет о соображениях самой польской службы безопасности. Других резонов не видно, ведь любой калининградец, получая пластиковую карточку-пропуск для свободных поездок, все равно проходил проверку в польском консульстве.
Подоплеку этих недружественных жестов трудно найти в рациональной сфере. Это все игры польско-прибалтийского подсознательного. И Варшаве, и Вильнюсу мерещатся «зеленые человечки». Особенно громко пугает «русской угрозой» свое население Вильнюс. Все чаще кричат они о российских боевых самолетах, якобы нарушающих их воздушное пространство. Судят российских граждан по надуманным обвинениям, используют для этого поводы четвертьвековой «свежести». В литовской столице продолжается позорный суд по делу полковника Юрия Меля, о котором я уже писал в газете ВЗГЛЯД месяц назад, по делу о событиях 1991 года. По схожему делу литовцы даже прислали повестку в суд и Михаилу Горбачеву. И это 26 лет спустя! Судьи воспользовались тем, что Михаил Сергеевич оказался долгожителем и может сам расписаться на этой повестке. Никто не спорит, преступления в Литве в 1991 году действительно происходили, в ходе развала Союза там гибли люди. Но нынешние власти сумели превратить реальные трагедии в дешевую трагикомедию, а повестку в суд – в бутафорию.
Такое впечатление, что власти вынимают из старых шкафов все пыльные скелеты прошлого, чтобы отвлечь внимание народа от проблем нынешней Литвы, из которой, гласит статистика, каждый час – час! – убегают по 5 человек. Самый высокий уровень эмиграции в Евросоюзе!
В подсознании у польских и прибалтийских политиков засело предубеждение против России, глубокие исторические обиды, которые давно пора было уже забыть и жить настоящим, развивать дружеские и торговые взаимовыгодные связи. Так получилось, что ни Литва, ни Польша не граничат с основной частью России, только с Калининградской областью. Калининград давно уже превратился в новое российское «окно в Европу». И в это самое «окно» раздраженные, запуганные выдуманными страхами соседи все время норовят показать кукиш, словно дворовые хулиганы.
Жители польских городов с радостью, словно воинов-освободителей, принимают американских солдат, прибывших к ним на танках «Абрамс» и самоходках «Паладин». Их встречают глава правительства Беата Шидло и министр обороны Антони Мачеревич. Восторг такой, что вот-вот в воздух полетят чепчики. Можно подумать, что их уже пришли освобождать от «русской оккупации». Министр приветствовал американцев лозунгом: «Мы ждали вас десятки лет!» Естественно, пришлось ждать, ведь эта бронетехника, судя по всему, та самая, что раньше была занята в другом месте – в Ираке.
Напомню: американская армия вместе с союзниками по НАТО, в том числе и с поляками, без объявления войны вторглась 14 лет назад в суверенное государство, оккупировала его и сменила там правящий режим. Прежнего лидера страны повесили. Никакого мира, процветания и либеральной демократии Ираку не принесли – там до сих пор идет гражданская война, в хаосе которой возник и расцвел ДАИШ (он же ИГИЛ*), который теперь сам же отрезает головы американцам. Новоизбранный президент США Дональд Трамп уже назвал то вторжение «самой большой ошибкой» США за всю 200-летнюю историю страны. Трамп, конечно, поскромничал, вообще-то, это была не ошибка, а военное преступление, классический образец агрессии. Но в ходе торжественной встречи польские лидеры о боевом прошлом «Паладинов» почему-то не упоминали.
В эти дни появляется все больше признаков, что с командой Трампа России удастся поладить. Если это произойдет, то антироссийская истерика сама собой пойдет на спад и в Польше с Прибалтикой. Она ведь подпитывалась и подогревалась из-за океана. Самостоятельной внешней политики у этих стран давно нет.
Возможно, что и вся эта смешная затея с забором скоро не понадобится. На самом деле, и литовцы это знают, основной поток контрабанды идет не по лесам, а по реке. Через Неман, который служит границей с другой стороны – на севере Калининградской области. Там народные умельцы протягивают через реку веревки, шлют катера-беспилотники или сами в гидрокостюмах перетаскивают в герметичной упаковке контрабандное курево.
Контрабанду, конечно, нужно ловить. А забор – это, скорее всего, просто символ. Символ отчуждения. И хорошо, если удастся поладить не только с заморским Вашингтоном, но и с соседним Вильнюсом. Чем меньше заборов, тем меньше ссор.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ