То, с каким наслаждением многие наши соотечественники смакуют пикантные подробности трагических событий, происходящих в стране, уже давно наводит на мысль о психологическом здоровье большинства населения Украины.
Но если число материнских слез и разбитых судеб сложно измерить цифрами, то экономический ущерб от непрекращающейся игры в войнушку вполне конкретен, и его уже достаточно, чтобы констатировать – украинская экономика впадает в кому.
Что вы, все только начинается. А жаловался Шлапак на то, что деньги заканчиваются, надо бы еще выделить. Резервный фонд уже опустошили, нужно бы где-то раздобыть жалких 9 млрд грн, чтобы комфортно себя чувствовать. «В Резервном фонде сейчас осталось 520 млн, а на обороноспособность нужно гораздо больше.
Мы подсчитали, что до конца этого года необходимо 9,1 млрд грн. Хочу напомнить, что 27 марта, когда мы рассматривали необходимые ресурсы для АТО, мы рассчитывали до 1 июля. Уже сейчас мы ведем финансирование из Резервного фонда. На данный момент в нем осталось около 520 млн. А АТО обходится нам больше чем в 1,5 млрд грн в месяц», – жалуется хлопочущий Шлапак.
Арсений Петрович, конечно же, прислушался к своему министру и уже поспешил подготовить интереснейшие поправки к госбюджету с лейтмотивом «все на фронт», демонстрируя, что правительство изощряется как может, лишь бы «держать порох сухим».
Где Арсений Петрович решил искать деньги? Кроме дежурных «помощь международных институций», «создание благоприятного инвестиционного климата» и «приватизации», особенно умиляют два пункта.
Первый – налоги, которые Яценюк-реформатор снова предлагает поднять.
Но это уже просто нонсенс! Как можно надеяться на получение каких-то дополнительных денег от малого и среднего бизнеса в условиях войны и краха экономики? Сети выводят свои представительства из Луганска и Донецка, сам донбасский бизнес ушел в глубокое подполье, слова «рентабельность», как и «своевременная зарплата», на маленьких предприятиях стали ругательными.
А Яценюк жаждет патриотических гривен... Это диагноз. Если смотреть официальные источники, то в первом полугодии экономика просела на 3% с прицелом на то, чтобы просесть во втором полугодии на столько же. На самом деле этот показатель как минимум вдвое выше. Уровень тенизации растет с каждым месяцем – люди думают, как петлять, чтобы выжить, и нужно быть законченным ханжой, чтобы осуждать их за это.
К концу года ни в одной отрасли не останется ни одной белой схемы, и правительство еще очень долго не заставит никого платить налоги в государстве, где каждый процент в налоговой декларации превращается в купленный бронежилет.
Второй – принудительный отпуск для госслужащих. Патриотическая тусовка даже возмутилась. «Этих тварей не в отпуск нужно отправлять, а либо в тюрьму, либо на помойку». Вы знаете, мне тоже не нравятся чиновники. Эти проворовавшиеся канцелярские крысы, перекрашивающиеся после каждой смены власти.
Но я знаю, что пострадают не они. А простые начальники управлений и секретари, на месте которых я бы уже давно искал бы новую работу и не унижал себя, как беганьем на побегушках у «свидомых общественников», так и зарплатой в 1200 грн. Теперь они станут символом борьбы с казнокрадами и государственной экономии.
В результате подобных весьма нехитрых мер правительство планирует получить дополнительные 6 млрд грн доходов бюджета и, соответственно, сократить расходную часть на 1 млрд грн. Вырученные деньги, конечно же, пойдут на армию, как же иначе?
А где же обещанные реформы, которые «нужно проводить даже во время войны»? Где же обещанный экономический эффект от легендарного соглашения об ассоциации, которое начнет работать «сразу же после подписания, не дожидаясь ратификации»?
Помнится, Тигипко в свое время прогорел на том, что у него сокращение расходов и увеличение доходов именовалось громким словом «реформы». А как в таком случае характеризовать потуги Яценюка, я даже сказать не могу. По этой логике он нас уже как минимум третий раз отреформировал, подняв налоги, коммунальные платежи и заморозив соцстандарты, обесценивающиеся к тому же инфляцией.
Во сколько уже обошлась война Украине? Хороший вопрос, ответ на который точно не знает никто. Минобороны говорит о каких-то 20 млрд грн, которые якобы пошли на восстановление исправности военной техники, приобретение топлива, денежное обеспечение, приобретение и модернизацию военной техники, а также покупку бронежилетов.
Но давайте смотреть на вещи трезво – даже беглый анализ экипировки и технического оснащения украинских войск говорит о том, что война на Востоке превратилась в настоящую карусель для отмывания денег. И, конечно же, их всегда будет мало.
За какие-то несколько месяцев информационное поле зачистили до такой степени, что кажущиеся для любого журналиста сенсационными факты коррупции в силовом блоке лишь тоненькой струечкой просачиваются через бетонную стену цензуры.
Но мы-то все равно знаем. Знаем, как нацгвардейцев «кидают» на зарплату. Знаем, как закупают некачественные бронежилеты по изначально завышенным ценам. Знаем, как тратят деньги, которые собирались с украинцев через душещипательный видеоролик на украинских телеканалах.
Естественно, за это время в стране сформировалась настоящая «партия войны» – сотни, а может быть, и тысячи чиновников и бизнесменов, которые зарабатывают настоящие состояния на украинском кризисе. И хотят зарабатывать дальше. Именно поэтому делается все, чтобы война продолжалась, а Донбасс стал украинским сектором Газа с тлеющим конфликтом, на котором постоянно можно сшибать деньги.
Что уж там говорить о каких-то пешках, получающих кости с барского стола, когда главные сливки с конфликта снимают олигархи? Конечно же, все сразу вспоминают об Игоре Коломойском и его днепропетровской империи, масштабирующейся в общенациональный формат.
Многие коллеги традиционно любят писать о нефтяных тендерах, на которых зарабатывают структуры Коломойского, но я бы даже пренебрег столь мелкими гешефтами. Ведь действительно, на фоне 4 млрд грн, которые Нацбанк во главе с дружищем Кубивом выплатил «Приватбанку» за раз, все остальное кажется просто мелкими брызгами.
Хотя стоит отдать должное команде Коломойского – работают они крайне системно и навели мосты практически везде. Сейчас начнут зарабатывать на так называемом «восстановлении» освобожденных городов Донбасса, которые сами же и раздолбали. Под это дело, конечно же, так и просится распил денег «наших европейских партнеров».
А вы говорите, Янукович. Не он придумал и не на нем закончится магическое действие сладкого слова «откат». Скоро в Славянске начнут класть дороги из поганого асфальта «по немецким технологиям».
А теперь о перспективах. За какие-то девять месяцев Украина довела себя до ручки. Если Янукович просто консервировал существующие проблемы, выжимая институтом «Семьи» соки из украинской экономики (в таком режиме до коллапса Украина шла бы еще несколько лет, а в случае поддержки России – и доброе десятилетие), то пришедшие демократы ушатали страну за каких-то полгода.
Нам еще предстоит осознать, потенциал насколько экономически важного региона уничтожает власть. Это, по сути, единственные территории, которые что-то производили в стране – на остальной части Украины, давайте признаемся, либо услуги, либо «купи-продай».И чем дальше на Запад – тем эта тенденция четче. Каким образом украинский бюджет может выдержать выплату социальных обязательств, хотя бы частичное восстановление инфраструктуры, помощь беженцам и прочее, абсолютно не понятно. Но это лишь проблемы, лежащие на поверхности.
Многие не понимают глубинной сущности последствий затеянного. Украина – это страна, которая стоит на пороге открытой войны со своим главным торговым партнером. Целые предприятия пойдут на металлолом.
Украина – страна, не способная обеспечить себе энергетическую независимость, рано или поздно должна будет выплатить России более 5 млрд долл. долга за газ. Страна, в которой количество пенсионеров в ближайшие годы превзойдет число работающих.
Страна, в которой госдолг ежегодно увеличивается на миллиарды долларов, вводя национальное правительство в прямую зависимость от международных кредиторов. Именно так Яценюк и объясняет рост налогов – МВФ требует. От той страны, в которой мы с вами все жили, в экономическом плане не осталось ничего.
И даже если в будущем Донбасс превратится в безлюдную пустыню, сейчас на нем еще можно заработать, поэтому АТО – это в первую очередь бизнес-идея политических элит, которая, вне всякого сомнения, уничтожит главные локомотивы украинской экономики.
Пластинка долгая – сейчас пойдут кредиты на восстановление, продолжится военная и финансовая помощь, журналисты получат еще не один повод для сенсаций – все в шоколаде. Но знайте, что это ваши последние деньги, следующих уже просто не будет.
Источник: «Полемика»