Мнения

Виктор Кузовков
публицист

Эстетическое послевкусие

15 октября 2014, 12:51

Фото: из личного архива

За последнюю сотню лет в мире выучены и воспитаны миллионы художников. Да, я не преувеличиваю – миллионы. И я не преувеличиваю дважды – именно художников, уровень чисто технического мастерства которых гораздо выше, чем у Рубенса, допустим.

Заходишь к какой-нибудь модной девочке, читаешь первое стихотворение – ах! Все так замечательно, такие символы, такие рифмы, такой правильный размер, такие длинные-длинные строчки. И настоящая каша из образов

И живопись в результате как вид искусства почти убита – что бы ты ни нарисовал, ты всегда вторичен, если не сказать хуже. Современная живопись – как вечное повторение ранее многократно повторенного. И я не представляю, что с этим делать.

Возможно, выход прост – делать шоу, делать имя и потом продавать уже его. Только вопрос – живопись ли это? И нужно ли это кому-нибудь, кроме продавца? Точнее, художника. Или, точнее, все-таки продавца?

Для живописи все совсем печально, ибо это искусство интернационально и всеобъемлюще во всех смыслах. Даже в музыке все не так, она более физиологична, и если ты начнешь дудеть не в такт и скрипеть железом по стеклу, то слушателя удержать будет трудно, если вообще возможно.

И именно живопись, кстати, замечательно это подтверждает – все попытки привнести в нее физиологию, вроде попыток рисовать фекалиями, закончились максимум заумными рецензиями в эстетских изданиях да репортажами падких до сенсации журналистов.

Поэтому вопрос с живописью мы закроем – она умерла, окончательно и бесповоротно, и ни в какой своей ипостаси она уже не вернется к нам как таинство искусства. Возможно, мы будем ценить картины сумасшедших, или детей-аутистов, или дрессированных слоников, но это уже не вопрос искусства, а вопрос социологии или даже психиатрии.

Возможно, и даже весьма вероятно, что еще поживут прикладные дочки живописи, и мы иногда будем видеть шедевры архитекторов, дизайнеров или мультипликаторов. Но и это будут лишь цветы на могиле их общего предка...

Не хочется касаться и музыки, которая спрятана слишком глубоко в каждом из нас, чтобы ее можно было безнаказанно убить и чтобы о ней можно было легко рассуждать.

Где-то посредине между живописью и музыкой – поэзия. Миллионы поэтов и поэтесс. Правда, жесткая языковая ограниченность ареала делает ситуацию чуть проще, но все равно...

Самое плохое, что мы не столько поэтов повыучивали в своих литинститутах, сколько графоманов. Да, именно. Графомания, к сожалению, не стоит на месте. И сейчас ее очень много – очень хорошей, добротной, красивой графомании. Такое вот новое поэтическое явление. Стразы «Сваровски» от литературы.

Заходишь к какой-нибудь модной девочке, читаешь первое стихотворение – ах! Читаешь пятое – не помнишь название первого. Читаешь десятое – вообще не помнишь, о чем было в пятом.

Все так замечательно, такие символы, такие рифмы, такой правильный размер, такие длинные-длинные строчки. И настоящая каша из образов. Прекрасные образы, как правило. Прекрасная каша, замешанная на эстетическом совершенстве и приправленная стилистическими находками. Почитатели в восторге, почитатели сыты.

Но в итоге – ни голове, ни сердцу. И у такой поэтессы (равно как и поэта, это не сексистский текст), как правило, сотни таких вот стихов. Сотни. Она генерирует их по любому поводу – увидела милого ребенка, играющего пожухлой листвой, или ударила ножку, пиная гадкую несправедливость этого мира. Вороха поэзии – одинаково красивой, одинаково совершенной. Ну просто чего-то не хватает.

И гора того, что окружающие считают бриллиантами, на поверку оказывается горой стразов.

Правда, в отличие от ювелирного дела, точных критериев нет, и толпа почитателей будет считать это бриллиантами, кто бы и что бы на сей счет ни говорил.

Кстати, о критериях – критиков мы тоже понавыучивали тысячи. Но четких критериев, как вы помните, у них нет. Кроме, пожалуй, одного – новизны. И в итоге мы наблюдаем, как вся критика, вся околопоэтическая дискуссия сводится именно к ней, новизне.

Почему? Вероятно, ларчик открывается просто – раз это единственный объективный критерий, критики оперируют им как доказательством своей компетентности.

Просто для того, чтобы не быть обвиненным во вкусовщине, в некомпетентности и не сесть прилюдно в лужу. Кто его знает, что скажет читатель о твоих эстетических послевкусиях... А вот блеснуть эрудицией и напомнить, где и когда было написано что-то подобное – это беспроигрышный ход.

В общем, я не знаю, что с этим делать. Особенно поэтам. Разве что посоветовать лучше гранить свои бриллианты тем, кто их имеет. Хотя уверен, что и это не выход, и как бы даже не наоборот – плохо ограненный камень заметнее в куче совершенных в своей геометрии стеклышек...

Ибо если бросить бриллиант в кучу стразов, найти его даже профессиональному ювелиру будет трудно. Что уж тут говорить про обычного читателя, который и не силен в оттенках нюансов, и времени на всякое баловство не имеет.

Я далек от мысли хоронить русскую поэзию. Нет, слишком уж она могуча своими корнями, чтобы это можно было счесть разумным выводом. Какая еще поэзия могла бы существовать добрую сотню лет с отравленным ножом Хлебникова в спине? Какая еще поэзия могла бы пренебрежительно отнестись к Маяковскому, почти совсем проигнорировать Твардовского, Симонова, Высоцкого и все равно остаться великой?

Да и сейчас у нас, безусловно, не только графоманы «пишут в столбик». Есть и поэты, калибр которых определит лишь время. Поэзия жива. Но она, увы, все-таки умирает. Умирает не из-за отсутствия достойных авторов, а из-за расфокусированности взгляда аудитории, завороженно следящей за сверканием все новых и новых поэтических «звезд».

Из-за некомпетентности критики, которая заинтересована в поиске еще одного блестящего камушка, но не в состоянии определить, что он на самом деле из себя представляет.

И не рассказывайте мне про почитателей, которые сами по себе ориентир, про восхищенные отзывы, про слезы, пролитые над страницей. Не рассказывайте, ибо самые потрясающие, самые искренние, самые теплые и душевные отзывы я видел именно под страницами самых махровых графоманов, пишущих нравоучительную дурновкусицу, не соблюдая ни рифмы, ни размера.

Я не знаю, во что это выльется. Возможно, количество перейдет в качество, и тысяча изюбрей, сноровисто пробивающих себе путь через дебри современной русской словесности, родит однажды трепетную лань. Хочется в это верить, на самом деле. Но пока я смотрю на судьбу живописи и боюсь, что поэзия тем вернее ее повторит, чем больше блистательных графоманов будут ее девальвировать.

Потому что поэзия как общественное явление – это не авторы. Поэзия как общественное явление – это аудитория. А аудитории все сложнее сфокусировать взгляд, все труднее услышать настоящие голоса в оглушающем сонме рифмующих сущностей, и она все вернее теряет смысл, теряет восприятие и уходит. В лучшем случае – в классику. Где ей теперь все чаще и все вернее подсовывают того же Хлебникова...

А если вы думаете, что уж вы-то настоящую поэзию отличите на слух даже при грохоте взлетающего истребителя, то я не знаю, завидовать вам или сочувствовать. Искренне хотелось бы первого, но склоняюсь, к сожалению, ко второму. Потому что раньше я и сам так думал...

Источник: Блог Виктора Кузовкова

Вам может быть интересно

Лариса Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за квартиру Полине Лурье
Темы дня

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем идет речь и какие угрозы это создает для всей украинской обороны на данном участке?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Музыкальный критик призвал запретить песню Долиной «Погода в доме»

Новости

Посол США заявил о готовящемся отказе Турции от С-400 и возврате в программу F-35

Анкара рассматривает полный отказ от российских комплексов С-400, чтобы восстановить контакты с Вашингтоном по теме истребителей F-35, заявил посол Штатов в Турции Том Баррак.

Экс-замминистра Иванов заявил о полученной за заслуги усадьбе в Архангельском

В ходе слушаний по иску Генпрокуратуры бывший замглавы Минобороны Тимур Иванов заявил, что все его имущество стоимостью 1,2 млрд рублей имущество задекларировано и им приобретено легально. Он также рассказал, что не покупал усадьбу в Архангельском, а приватизировал ее за заслуги перед Россией.

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры предложило приравнять права и СТС из «Госуслуг» к бумажным аналогам

Минцифры России планирует приравнять несколько видов электронных документов на портале «Госуслуги» к традиционным бумажным аналогам, сохраняя добровольность использования, сообщили в ведомстве.

Роскомнадзор опроверг сведения о блокировке игры Minecraft

Роскомнадзор опроверг появившиеся в Сети сообщения о якобы блокировке игры Minecraft на территории России.

Вэнс опроверг слухи о разводе после появления жены без кольца

Вице-президент США Джей Ди Ванс прокомментировал появление жены Уши без обручального кольца, подчеркнув, что семейные отношения не испытывают трудностей, сообщает New York Post.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

ФИФА вручила Трампу премию мира

Президенту США Дональду Трампу вручили первую Премию мира ФИФА во время жеребьевки чемпионата мира 2026, который пройдет в США, Канаде и Мексике с 11 июня по 19 июля.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Ставка за четыре билета на «Щелкунчика» в Большом театре достигла 800 тыс. рублей

Максимальная ставка за комплект билетов на балет «Щелкунчик», который состоится 31 декабря в Большом театре, достигла 800 тыс. рублей при начальной стоимости в 200 тыс. рублей.
Мнения

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов