Роль личности Стива Джобса в истории Apple Inc. трудно переоценить. И дело не только в его удивительной способности поймать витающую в воздухе идею и оформить в продукт.
Огромное наследие Джобса, безусловно, способно обеспечить корпорации долгую жизнь, но одной инерции недостаточно
Джобс создавал тренды и умел донести до пользователей, почему им нужно именно то, что он предлагает. Во многом его стараниями продукция Apple становилась не просто желанной покупкой, а Мечтой с большой буквы.
Под руководством Стива Джобса корпорация достигла заоблачных вершин: ее продукция обрела круг последователей, которые не обсуждают характеристики и цену, а просто стремятся к обладанию.
Закрытость платформы, конечно, отвратила часть потенциальных покупателей от Apple, зато оставшиеся приняли идею верности одному бренду. Большинство конкурентов вынуждено бороться за пользователя на каждом шагу, от устройства до приложений, с переменным успехом пытаясь продвинуть собственные «экосистемы».
Но именно Apple это удалось по-настоящему. Кто еще может похвастаться таким процентом потребителей, по собственной воле стремящихся пользоваться фирменными решениями на всех уровнях?
В настоящее время на «яблочной» продукции успело вырасти целое поколение людей, которых объединяет не только лояльность бренду, но и особый подход к жизни, некая идеология. «Вселенная Apple» настолько насыщена концепциями продуктов и сервисов, что R&D отдел компании может прямо сейчас перестать генерировать новые идеи и заняться реализацией лучших предложений поклонников.
В этом и заключается главная опасность нынешнего положения корпорации. Снимать сливки можно лишь при стабильных поступлениях молока. Знаменитый девиз Стива Джобса «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными!» проявлялся в том, что после очередной победы или поражения Apple с неизменной энергией и юношеским задором двигалась дальше. Каждый продукт презентовался как первый и уникальный.
Огромное наследие Джобса, безусловно, способно обеспечить корпорации долгую жизнь, но одной инерции недостаточно. Чтобы сохранить позиции, Apple необходимо хранить верность его принципам и продолжать работать на опережение.
В контексте завоевания и удержания лидерства нельзя не поговорить о другом гиганте с совершенно иным стилем – компании Microsoft. Для большинства пользователей Windows и сопутствующее ПО – не мечта, но необходимость. Продукцию Microsoft реже идеализируют.
Однако позиции корпорации стабильны, а сама она по-прежнему успешна. Да, планшет Surface RT оказался провальным и не составил конкуренции продуктам Apple. Да, Стив Балмер не смог вовремя оценить перспектив iPhone и iPad, а больше всего, по его собственным словам, сожалеет о Windows Vista.
Иногда создается впечатление, что Microsoft чересчур расслабилась и не слишком заботится о том, чтобы нравиться своим пользователям. Но надо понимать, что для корпорации такого масштаба совершённые ошибки укладываются в пределы допустимых погрешностей. Обладая таким количеством ресурсов и вариантов развития, практически невозможно принимать только верные решения.
Большим стратегическим успехом можно считать приобретение компании Skype, которое позволило Microsoft занять господствующую высоту в сфере ПО для текстовой, голосовой и видеосвязи.
На мой взгляд, Стив Балмер покидает пост очень вовремя. Ветераны уходящей эпохи остаются в совете директоров и продолжают участвовать в управлении компанией, но потребность в новом курсе диктует потребность в новом первом лице.
Интернет-сообщество пока может только гадать, кто встанет у руля Microsoft. Очень увлекательна идея возвращения Билла Гейтса – это было бы фантастическим повторением истории Стива Джобса. Но если говорить серьезно, то новый глава Microsoft должен радикально отличаться от предшественников.
Исторический маятник требует смены лысых президентов на волосатых, а не слишком популярного Балмера – на яркого и харизматичного лидера, который станет лучшим другом и идеологом для пользователей.
Пока остается лишь затаив дыхание следить, как гиганты IT-индустрии реагируют на перемены. Что станет с осиротевшей Apple Inc.? Какова будет судьба моделей iPhone, презентованных Тимом Куком?
Как воспринимать «неканоничное» расширение модельного ряда? Кто станет новым вождем Microsoft: Алан Мулалли из Ford, Стивен Элоп из Nokia, заслуженный инженер-инсайдер Сатья Наделла или кто-то, кого мы никогда не представляли в этой роли?