Новость о предложении ввести обязанность всем совершеннолетним детям отчислять два процента своих доходов родителям взбудоражила общество: в одном событии переплелись сразу несколько острых тем – увеличение расходов семейных бюджетов, усиление государственного контроля в личной сфере и моральная сторона подобных отношений.
Каким образом будет осуществляться контроль над исполнением гражданами новой обязанности?
Но если оставить в стороне все моральные соображения и рассуждать исключительно юридически, то выясняется, что подобное обязательство в системе действующего российского законодательства невозможно.
И хотя в проекте речь не шла именно о налоге, то журналисты быстро окрестили его налогом на родителей. Это совершенно неверно, поскольку налог, согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ, – это нецелевой платеж, совершаемый в пользу государства. А предлагаемая плата имеет конкретную цель и перечисляться должна непосредственно родителям.
Но и кроме этого, в идее обнаруживается ряд заметных неувязок. Социальные права на пенсионное обеспечение гарантируются статьями 7 и 39 Конституции РФ, то есть каждый гражданин, честно выполняющий свои обязанности по отношению к государству, имеет право на заботу в случае болезни или по старости. И если наши родители честно уплатили все налоги, отслужили в армии, выработали трудовой стаж и совершили еще много чего полезного на благо страны, то они уже вправе получать достойную социальную поддержку.
Кроме того, и в Конституции (ст. 38), и в действующем Семейном кодексе (п. 1 ст. 87) закреплена обязанность трудоспособных детей заботиться о своих родителях. Причем в случае грубейших нарушений последними своих родительских обязанностей дети от уплаты алиментов в пользу родителей освобождаются. А как будет урегулирован вопрос в отношении нового платежа – пока неизвестно.
Наиболее острым же оказывается вопрос о том, каким образом будет осуществляться контроль над исполнением гражданами новой обязанности. Возможно, пригодятся инспекторы налоговой службы, а может быть, это новая сфера деятельности Финмониторинга. И вот что особенно неприятно – контролерам придется по долгу службы вмешиваться в частную жизнь огромного количества граждан.
Ведь не всегда помощь родителям выражена непосредственно денежными знаками, нередко дети помогают в выполнении тяжелых и не очень работ по дому, закупают лекарства и продукты, возят родителей на дачу, на курорты, угощают блюдами собственного приготовления.
А чтобы точно подсчитывать количество пирожков и маслица, которые современные Красные Шапочки доставляют своим бабушкам, не нарушая при этом тайну частной и семейной жизни, гарантируемую ст. 23 Конституции РФ, необходимы достаточно широкие полномочия. А в случае выявления нарушения у проверяющих также должны быть полномочия на принудительное взыскание или применение наказания к нарушителю.
Таким образом, для принятия подобных новелл пришлось бы как минимум переписать несколько статей Конституции и Федеральных законов. А еще хорошо продумать, каким образом будет складываться применение нормы в отношении детей, не имеющих доходов – что вполне нормальная ситуация. Например, совершеннолетняя дочь стала мамой и временно не работает, ухаживая за новорожденным внуком. И кому она должна в первую очередь помогать – ребенку или родителям?
А как учитывать подарки членов семьи друг другу к праздникам и не только? Отказываясь от неписаных норм морали, все эти правила придется прописывать в законе и учитывать всевозможные жизненные ситуации.
Но нужно ли это вообще? Может быть, просто не надо отказываться от морали?