Первыми из арабских монархий окажут помощь «прокорректировавшим революцию египтянам» власти Объединенных Арабских Эмиратов. Как сообщается, это будет безвозмездный дар в миллиард долларов, а также беспроцентный кредит еще на два миллиарда. По информации, поступающей из Абу-Даби, этот вопрос уже решен, но официальное заявление последует в течение ближайших дней. Сообщается также, что в скором времени помощь такого же масштаба может оказать Каиру и Эр-Рияд. Показательно, что пока нет информации о готовности оказать помощь Египту со стороны Катара.
В арабских монархиях революции или перевороты проще произвести под «зеленым знаменем» ислама
Официально пока речь идет о том, чтобы суннитские монархии содействовали преодолению состояния политической нестабильности в крупнейшей арабской стране. Это особенно важно с учетом нарастания противостояния суннитских стран Ирану вокруг Сирии. Но, как представляется, дело не только в этом.
Заметим, что изначально правящие семейства в Эмиратах и Саудовской Аравии не с большим энтузиазмом приветствовали приход к власти в Египте «Братьев-мусульман». На первый взгляд это выглядит парадоксально, поскольку система власти в ОАЭ и Саудовской Аравии основана во многом на нормах шариата и приоритете религии, что, казалось бы, должно роднить их с «братьями». В действительности не все так очевидно: дело еще и в том, что заливные монархи давно воспринимают разветвленную, раскинувшуюся по большинству арабских стран систему «братьев» как потенциальную угрозу статус-кво в этих странах, включая и сами монархии. Воспринимают как альтернативный и потенциально опасный центр силы.
Действительно, в арабских монархиях революции или перевороты проще произвести под «зеленым знаменем» ислама, чем под светскими, либеральными, прозападными лозунгами. Да и пытаются активничать «братья» в монархиях Залива не меньше, чем в странах «арабской весны». Окрыленные первоначальной «победой» в Египте, «братья» начали навязывать себя как доминантную политическую силу в регионе, отводя заливным монархиям роль финансистов. Иными словами, они заявили себя политическими соперниками арабских монархий не только на политическом поле, но отчасти и на поле религиозном. Для правящих семей в монархиях создавалась угрожающая неопределенность: куда поведут суннитское сообщество эти «парни с гигантским опытом подпольной работы».
В Сирии интересы монархий и «братьев» совпадают, а вот в подходе к проблеме Ирана – не совсем. Вспомним, что первый зарубежный визит президент-исламист Мухаммед Мурси совершил в Иране. Не захотят ли «братья» со временем смягчить нынешнее противостояние с шиитским Ираном – во имя создания какой-то современной версии мусульманского халифата, даже без участия Ирана (снять противоречия между шиитами и суннитами – задача сложная, но частично нейтрализовать противодействие Ирана, надо полагать, возможно). Или, например, не возьмутся ли «братья» налаживать отношения между шиитами и суннитами в самих монархиях (особенно в Саудовской Аравии) – под лозунгами мусульманского братства? Не удивительно, что недавно в ОАЭ, а еще раньше и в саудовском королевстве прошли судебные процессы над группами действовавших в этих странах «братьев». Ничего подобного не было в Катаре – там, по имеющимся сведениям, новый правитель в последние годы был весьма близок к «мусульманскому братству».
Как показывают события, перспектива доминирования «братьев» в странах «арабской весны» и в регионе в целом весьма малопривлекательна для королевских и эмирских семей в Заливе. Они не видят в этом залога стабильности прежде всего для себя. Какой вариант правления в странах «арабской весны» выглядит для них более привлекательным? Думается, один из двух: «сильной руки» (армейского правления по схеме Мубарака – Бен Али) или, как ни странно, системы, близкой к демократической, при которой влияние «братьев» не может быть абсолютным, а будет уравновешиваться влиянием других партий и групп, соперничающих с «братьями». Не удивительно, что беглый тунисский экс-диктатор генерал Бен Али скрывается в саудовском королевстве, равно как и бывший президент Йемена Абдалла Салех.
Вот так происходящие события опровергают преобладающие в политических кругах России оценки, согласно которым перевороты в странах «арабской весны» спровоцированы... либо США, либо арабскими монархиями Залива, в частности Саудовской Аравией и Катаром. Последние, несомненно, оказывали и оказывают воздействие на происходящее, но с тем, чтобы добиться желаемого результата в виде достижения относительной стабильности в этих странах и в регионе (в выгодном им ключе), а не с тем, чтобы превратить их в источник потенциальной угрозы для себя в случае доминирования «Братьев-мусульман». И уж тем более маловероятно, чтобы заливные монархии провоцировали перевороты в Йемене, Тунисе, Египте, Ливии и Сирии.
Источник: Интернет-газета Mid-East.ru