Мнения

Олег Козырев
писатель, сценарист, общественный деятель

«Посмотреть на Москву»

13 июня 2013, 11:56

Фото: stihi.ru

До сих пор я не встречал ни одной здравой концепции развития общественного транспорта в Москве. Иногда кажется, что основная проблема и властей, и инициативных групп типа «Городские проекты» в том, что участники публичного диалога сами-то общественным транспортом не пользуются на постоянном уровне. Иначе я не могу объяснить многие серьезные косяки в предлагаемых ими решениях.

Глупо игнорировать тот факт, что маршрутки в Москве спасли транспортную ситуацию

Предлагаю посмотреть на Москву. В чем отличия этого города от очень многих городов мира, и в чем схожесть?

Схожие черты очевидны. Есть города, где живет так же много людей или даже больше. Часть из таких мегаполисов являются, как и Москва, столицами. Некоторые из этих городов тоже имеют исторический центр и, соответственно, небезграничные возможности для постройки новых дорог.

Парадокс 1

Но есть у Москвы одно важное отличие от очень многих стран. Это дефицит пространства для жизни. У очень многих людей нет своего жилья, а снимаемые квартиры для опять же многих носят характер жилья временного, которое часто приходится менять. Есть проблемы со школами и детсадами. Нередки случаи, когда родителям приходится везти детей в другую часть города – детсады и школы не в шаговой доступности. Мало кто работает в своем районе – трудно найти работу рядом с домом, поэтому очень многие едут на другой конец города для работы. Поликлиники, налоговые, ГИБДД, органы госвласти – из-за низкого уровня электронного документооборота и бюрократии, из-за недостатка учреждений людям приходится дополнительно перемещаться по городу. Да даже до парка, до зеленой зоны для прогулки людям приходится ехать.

Этот момент очень важно учитывать при проектировании дорожной сети и при размышлении о транспорте. Ведь в идеале общественный транспорт должен утром везти от дома до школы или детсада, потом до работы – это как минимум. А вечером еще обратно, да и в магазин чтобы заруливал. Очевидно, что в этой ситуации никакой общественный транспорт проблемы подобной семьи не решит. И семья, безусловно, будет выбирать машину, на которой довезет детей до детских учреждений, а потом уже доставит родителей либо до работы, либо до метро, от которого семья и поедет на работу.

Решение:

Здесь, как ни странно, решением будет не строительство дорог и не развитие общественного транспорта, а строительство школ и детсадов в микрорайонах (и, кстати, повышение уровня преподавания и понижение уровня коррупции в таких учреждениях), строительство поликлиник, ввод электронного документооборота в реальную практику работы органов госвласти – чтобы гражданин вообще не посещал никаких учреждений по возможности, а все мог получить, например, через портал госуслуг.

Парадокс 2

В Москве и без того один из самых высоких в мире уровней пользования общественным транспортом.

Это значит, что агитация транспортников направлена вообще не на ту аудиторию. У нас пытаются убедить автомобилистов пересесть на общественный транспорт, тогда как надо убеждать пользователей общественного транспорта не уходить с него, не приобретать личные авто.

Самое невероятное явление Москвы – пробки возле транспортных узлов

Как убеждать? Ну конечно, уж не сказками про то, какие у нас удобные автобусы, троллейбусы и трамваи. Людям нет смысла слышать это вранье – они стоят в пробках, стоят в очереди через турникеты, они видят, насколько все плохо.

Убедить можно только повышением качества общественного транспорта. Т. е. надо просто добиться, чтобы автобусы, троллейбусы и трамваи начали ходить регулярно, ездить быстро, быть комфортными для проезда. В общем, в ту трудную минуту, когда пассажир висит на поручне, плавясь в пробке, важно, чтобы он не захотел купить стоящий в той же пробке, но все же с кондиционером и правильной музыкой (а не шансоном) автомобиль.

Решение:

Ввод в строй новых, современных трамваев, троллейбусов, автобусов. Уменьшение интервалов по маршрутам общественного транспорта. Поиск способов сокращения времени движения по маршруту.

Парадокс 3

Ненависть к маршруткам – странное явление, популярное в среде как городских властей, так и новоявленных агитаторов из «Городских проектов». Ненависть эту сложно объяснить рационально. И я пока что не видел ни одной убедительной статистики против маршруток. А та, которую видел, была подтасована. Вот несколько фактов. Современная хорошая маршрутка содержит столько же посадочных мест, сколько автобус – около двадцати. При этом площадь маршрутки, очевидно, меньше, чем у автобуса. И она физически занимает меньше места на дороге, чем автобус. Следующий момент. Представим себе, что транспортники захотят вычислить эффективное заполнение автобуса. Ну то есть захотят вычислить, сколько автобусов надо запустить на маршрут. Очевидно, что они всегда будут считать для автобуса и сидячие места, и тех, кто стоит. Т. е. в их расчетах автобус всегда должен будет ходить реже, чем маршрутка. Причем минимум в два раза! Получается, если маршрутку на остановке вам ждать десять минут, автобус вы будете ждать двадцать минут (если не больше). А в реальности эти интервалы могут достигать и тридцати минут, и сорока. Ну и после таких интервалов какой же москвич не захочет приобрести личное авто?

Есть и еще кое-что. В современных маршрутках есть и стоячие места с поручнями. Т. е. маршрутки довольно гибко могут в часы пик увеличивать вместимость, не сильно теряя в интервале движения. И еще, что интересно, маршрутка движется в потоке быстрее автобуса и тем более троллейбуса. Фактически одна маршрутка дважды совершает поездку по маршруту, пока автобус совершает одну поездку. Т. е. в пересчете на сидячие места маршрутка оказывается в два раза вместительнее автобуса.

И еще. Если посмотреть на сеть дорог как на кровеносную систему, то в этой схеме понятно, что маршрутки оптимально обслуживают мелкие улицы-капилляры. Автобусу разумно двигаться по большим магистралям и улицам – его нерационально запускать в узкие улочки, ближе к домам горожан.

Важно! Я не хочу здесь сказать, что автобусы не нужны, троллейбусы не нужны или трамваи. Я лишь хочу обратить внимание, что глупо игнорировать тот факт, что маршрутки в Москве спасли транспортную ситуацию и для очень многих людей оказались способными оказывать качественную транспортную услугу.

Мнение. На мой взгляд, атака на маршрутки идет лишь потому, что, в отличие от остального городского общественного транспорта, они – частные. И это всего лишь банальная нечестная конкуренция.

#{interviewsociety}Главное. С чего мы начинали? С того, чтобы удержать людей в общественном транспорте. Ну и, если повезет, кого-то пересадить с личного авто в общественное. Ну так ответим же честно на вопрос: что лучше конкурирует с личным автомобилем – маршрутка, которая останавливается ближе к дому, которая ходит чаще и в которой ты сидишь, а не стоишь, или автобус, который ходит раз в час, останавливается далеко и сесть в нем нереально?

Решение:

Перестать бороться с маршрутками в Москве. Менять их на современные, вместительные, с кондиционером. Использовать их в спальных районах – ближе к домам людей.

Попутное решение – перестать убирать сидячие места в автобусах ради стоячих. Увеличить среднее число сидячих мест в автобусах, чтобы обеспечить комфорт пассажирам.

Парадокс 4

Самое невероятное явление Москвы – пробки возле транспортных узлов, в т. ч. у конечных станций метро. Казалось бы, транспортные узлы-то – абсолютная вотчина транспортников. Ан нет, именно там и происходят главные проблемы.

Повторюсь, на мой взгляд, беда из-за того, что транспортники просто не пользуются сами общественным транспортом. Иначе они бы очень удивились, узнав, какой круг делают автобусы, чтобы попасть, например, к Речному вокзалу (который является транспортным узлом, даже здание там отгрохали под это дело!). Иначе бы они засекли, сколько минут транспорт пытается выехать с Планерной (что тоже является транспортным узлом, причем недавно отгроханным). Смешно, но до 50% времени в пути общественный транспорт пытается въехать или отъехать от транспортного узла!

Я готов устроить экскурсию хоть Вучику, хоть Ликсутову что по Планерной, что по Речному и показать, где там и что можно изменить. Это понятно любому, кто просто хоть раз приезжал на эти станции. И так ведь по всем узловым направлениям в Москве.

Еще один парадокс – застраивание, избыточное застраивание этих узлов торговыми павильонами. Ну про это уже много писали – повторяться сильно не буду. Но хотя бы транспортные решения для торговых павильонов продумывали или нет?

А ведь именно транспортные узлы, конечные станции метро – это ровно то место, где все идеи про общественный транспорт представлены в сконцентрированном виде. Если угодно, это демоплощадки либо работы, либо полного провала общественного транспорта столицы. Не распыляйтесь по Москве  сделайте нормально хотя бы десять–двадцать транспортных узлов.

Решение:

Развязать транспортные узлы. Сделать их приоритетными точками развития общественного транспорта. Продумать вылетные полосы для общественного транспорта, прибывающего к этим станциям или убывающего от него.

Парадокс 5

Слишком мягкое отношение к железнодорожникам. Они занимают много городской земли, но не идут навстречу по проектам строительства дорог вдоль железнодорожных путей. Северо-Западная хорда – хороший пример неумения городских властей договариваться. Решили просто проложить трассу по спальным районам меж окон людей.

Хватит уже волыниться с железной дорогой. Нужно найти способы, наконец, комплексно решить проблему городского транспорта. Выстроить систему пригородных поездов и совместить их со строительством автомобильных дорог вдоль железнодорожных трасс, где это возможно.

Важный момент – скоростные поезда. Они не должны проходить по путям, где ходят электрички, сокращая их время в пути. Это бред, что из-за «Сапсана» пострадали кучи граждан, не могущих вовремя добраться до Москвы или выбраться из нее. Надо развивать скоростную железную дорогу, но за счет строительства новых путей, а не за счет сокращения путей старых.

Решение:

Прекращение практики запуска скоростных поездов по путям, которыми пользовались пригородные электрички. Развитие автомобильных дорог в зоне железнодорожных трасс.

Парадокс 6

Неудобные остановки. Про этот парадокс я писал еще в «Дневнике замерзающего москвича». Ну кому могла взбрести в голову идея делать прозрачную крышу остановки? Только тому, кто не сидел на остановке в жаркий день. Я не против красивых остановок, не против антивандальных, но давайте все же не будем их делать продуваемыми для ветра и дождя, прозрачными для солнца и настолько металлическими, что зимой не посидишь.

И, кстати, посмотрите на зоны посадки пассажиров у транспортных узлов. Там крышу, вообще-то, от дождя или солнца можно делать на всей линии посадки, а не вклинивать одну–две остановки для отмазки.

Решение:

Остановки общественного транспорта должны обеспечивать базовый комфорт для пассажира и защиту в непогоду.

Парадокс 7

Тут буду краток – верните продажу всех билетов водителям общественного транспорта и отмените сроки действия проездных билетов (я говорю об издевательском пятидневном сроке проездных билетов и т. п. решениях). Не надо думать, что люди не видят, что там, где они раньше тратили 28 рублей, тратят теперь 50. За одну поездку.

Решение:

Водители общественного транспорта должны продавать все те же билеты, что есть на остановках. Сроки действия всех видов проездных билетов (кроме проездных на месяц и подобных) должны быть увеличены минимум до года. Например, если я купил билет на две поездки, а проехал одну, то второй я могу воспользоваться хоть через год.

Вряд ли я все перечислил, но просто накопилось уже много замечаний к активным нашим московским транспортникам и их критикам – транспортоблогерам. Боюсь, если не высказаться, то проснусь однажды в городе, где уничтожены маршрутки, где срок действия проездного билета – пять секунд, где люди мучаются в пробках, где все в итоге пересели на личные авто, ибо общественным транспортом пользоваться стало невозможно.

Источник: Блог Олега Козырева

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?