Рассматривая отношения между системой образования и системой занятости, мы видим гигантский парадокс: уровень промышленности в России в среднем таков, что для тех, кто находится в самой высокой зоне по образованию, он слишком низкий, а для тех, кто в низкой зоне – он высокий. Получается, что «звездочки» требуют других рабочих мест, более высоко квалифицированных. Они хотят работать на современных, высокотехнологических, автоматизированных и относительно свободных, в смысле стиля управления, местах: креативных, творческих, без излишней директивности, на других принципах мотивации. И когда они смотрят на этот рынок труда, они видят, что таких мест мало, и начинают оглядываться по сторонам, искать работу в другой отрасли, в другой стране.
Парадокс: с одной стороны, серьезная безработица, более того, на многих предприятиях избыточная численность по сравнению с мировыми аналогами, а с другой – нехватка рабочих рук. Потому что он не умеет делать то, что от него требуется.
Если же мы говорим о средней прослойке по успеваемости, то должны помнить, что сегодня средний уровень требований в промышленности достаточно высок. Человек должен обязательно владеть иностранными языками, информационными технологиями, свободно ориентироваться в поисковых системах, работать с современным станочным парком. Кроме того, он должен уметь участвовать в коммуникации, если нужно – в кружках качества, в групповой работе. К тому, что мы называем средним уровнем, в общем, довольно серьезный набор требований. Но сегодняшняя система образования и подготовки кадров в подавляющем числе случаев не может обеспечить этого.
Политика в области образования и подготовки кадров должна учитывать состояние рынка труда. И не только сегодняшние требования промышленности, но и долгосрочные экономические циклы, процессы смены технологических платформ. Сегодня представители бизнеса часто не могут сформулировать требования к выпускнику вуза или профессионально-технического училища, потому что сами не понимают, в каком направлении развивается их сфера деятельности.