Наше Министерство образования и науки, не так давно поднявшее шум по поводу закрытия РГГУ и других достойных вузов, снова вышло с инициативой на ту же тему.
Достаточно вспомнить Владимира Гусинского, который нередко консультировался со мной по поводу своих учебных режиссерских работ
Замминистра объявил, что, наконец-то, найдены критерии, по которым безошибочно будут определять ценность вуза: количество (очевидно, в процентах) выпускников, востребованных и работающих по зафиксированной в дипломе специальности. Тем самым вновь подчеркивается уникальность российского образования, которое, похоже, стремится к изоляции от мирового опыта.
А тем временем практика мирового образования как раз состоит в получении широких, разносторонних знаний. Преподавая в одном американском университете теорию драмы и мастерство актера, я обнаружил, что значительная часть аудитории, «взявших», как там принято говорить, этот курс, состоит из будущих архитекторов, биологов, юристов. Или даже тех, кто еще не определился с выбором специальности. Современные принципы профессионализма в любой области строятся на умении постоянно обучаться, совершенствоваться, повышать квалификацию, овладевать новыми технологиями, которые стремительно сменяют друг друга.
Узкий профессионализм, владение одним ремеслом – сегодня этого мало. Иногда первая профессия становится базой для взлета в совершенно другой области. Если рассуждать, как «товарищи из Минобраза», следует вынести порицание Московскому архитектурному институту, так как из него вышли Андрей Вознесенский, Андрей Макаревич*, Ирина Архипова. Другое дело, что человек может получить потом еще одно и даже не одно образование. Но это не значит, что полученные ранее знания пропадают.
Моя родная кафедра режиссуры ГИТИСа дала стране немало предприимчивых людей. Достаточно вспомнить Владимира Гусинского, который нередко консультировался со мной по поводу своих учебных режиссерских работ, но ни разу по вопросам бизнеса. Так не закрыть ли в связи с этим РУТИ?
У нас в стране вообще своеобразно трактуют профессионализм. Вот на днях прилетели с неба космические тела. На это первыми откликнулись ... нет, не ученые – вице-премьер, Совет Федерации и пр. Совет Федерации незамедлительно озвучил цифру: 58 миллиардов будет выделено на борьбу с метеоритами. Вот бы знать, сколько из них «сгорит» в верхних и средних слоях бюрократической атмосферы и сколько достанется собственно метеоритам?
В это самое время американцы в лице НАСА скромно объявили, что некоему университету поручено в кратчайшие сроки разработать программу оповещения о приближении внеземных объектов – крупных за 3 недели, малых – за неделю до столкновения с Землей. Цена вопроса – 5 миллионов долларов. Это против наших-то 2 миллиардов... Жалкие люди!
Так что, как начнешь анализировать нашу жизнь – науку, экономику и особенно политику, так понимаешь: пора что-то менять в консерватории...
Источник: Блог Иосифа Райхельгауза
* Признан(а) в РФ иностранным агентом