Памятник Ленину на Украине повалили неправильно. Сейчас объясню, почему.
Как правильно валить памятники? Место, где установлен памятник, огораживается скучным забором с табличками типа «Ведутся работы». За забор утром заходят скучные люди в рабочих комбинезонах и целый день что-то там колотят, копают, пилят.
Скучный технологический транспорт вывозит скучный мусор. Через несколько дней или недель забор убирают, а на месте памятника – симпатичный скверик с фонтаном или еще какой-нибудь фигней. Или какая-нибудь нейтральная городская скульптура. Или вообще магазин.
Какая-нибудь желтая и какая-нибудь красная газетки замечают, что памятника не стало, пишут об этом, но в первой эта новость тонет среди новостей о том, как очередная звезда вышла на сцену без трусов, а вторую просто никто не читает. Ну, пара блогеров тоже что-нибудь пишут, у них в комментах разгорается тематический тредик, быстро переходящий в спор о феминизме, тюленях, биоалармизме, криптоколониях Англии и о том, кто из участников обсуждения больший ... И всё.
Почему памятник можно свалить? Да хоть почему. Просто так. Надоел. Хотим тут что-нибудь новенькое. Клумбу.
Это нормально.
А вот так, как сейчас делают на Украине – когда памятник валит возбужденная толпа, когда упавший памятник прямо тут на месте бьют кувалдами, когда участники сноса очевидно вкладывают в это все некий символический смысл – ненормально.
Такой снос памятника – хуже, чем его установка. Установка памятника – акт сакрализации некой личности, неких событий. Снос возбужденной толпой, да еще и с участием костюмированных персонажей, носящих свои клоунские костюмы со звериной серьезностью, – акт еще большей сакрализации тех же событий и тех же личностей.
Подумайте. Установка памятника, как правило, акт государства, которое хочет кого-то и/или нечто сакрализовать. Окружающим же может быть и пофиг. Ну, стоит какой-то болван, да и ладно.
А вот если толпы по собственному побуждению валят к памятнику с цветами или с тросами и кувалдами – есть, сакрализация удалась, сакральность запечатленной в памятнике фигуры стала фактом массовой культуры и в момент, когда массы у памятника вились, усилилась. И совершенно все равно, с каким номинальным знаком навешиваются на железного болвана символические смыслы, совершенно не имеет значения, с цветами прет к памятнику толпа или с кувалдами. Означает это ровно одно: погружение дальше во тьму. Особенно когда эти люди еще и сами себя украшают ритуальными одеяниями – пионерскими галстуками, священническими одеждами и т.п.
На фигуры, которые вам безразличны, вы не станете кидаться ни с цветами, ни с тросами. Так поступают только с идолами. Но подлинное место идола ведь не постамент. Идол не на площади, не в бронзе, не в мраморе. Идол – в голове того, кто идет к каменной фигуре с цветами или молотком. От людей, у которых в голове идолы, не приходится ожидать рассудочного поведения. И это грустно.
Источник: Блог Дениса Яцутко