Мнения

Борис Якеменко
историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

«Чтобы не случился Gangnam style»

22 января 2013, 13:30

Фото: ИТАР-ТАСС

Ролик «Gangnam style» (см. ниже – прим. ВЗГЛЯД), набравший миллиард просмотров (то есть не меньше восьмисот тысяч в полном восторге), в очередной раз поставил все более актуализирующийся вопрос о природе «народовластия». То есть о демократии и вместе с тем о вкусах, привычках и склонностях того самого «большинства», которое формально всегда право и которому дана привилегия служить критерием истины принимаемых решений.

Последние полтора века одно спасительное Множество сменяет другое. В России это был «народ

Последние сто с лишним лет у человечества в ходу новая религия – оно поклоняется Большинству. Множеству. Отказавшись от поклонения Христу – Единственному, Единому, Личному, Живому и Неповторимому, человечество стало поклоняться сухому математическому Множеству, которое не имеет лица, характера, индивидуальности, яркости. Воздвигнув себе нового кумира, человечество было вынуждено согласиться и с новыми заповедями. Единый и Единственный Христос вел за собой, поднимал выше, давал понятные ориентиры. Человек шел за ним, видя его Свет впереди. Уникальность Христа как воплощения Истины, как (условно говоря) творца идеи христианства, состояла в том, что Он единственный не был христианином. В нем оставалась непостижимая глубина Божественного всесвятого совершенства, Тайна, которую, по словам Башлачева, «не урвешь, не заманишь, не съешь, не ухватишь в охапку», Тайна, которая и влечет к себе человечество две тысячи лет. Творец всегда больше, выше, шире своего творения ровно на эту Тайну. И неважно, вышло оно из его рук, из головы или из сердца. Точно так же Маркс не был марксистом, Гегель – гегельянцем, Ницше – ницшеанцем, а Толстой – толстовцем. Неатрибутируемое Множество, напротив, упрощало и примитивизировало человека, фрейдистская «психология масс» всегда отличалась от психологии личности в худшую сторону, человек никуда и ни за кем не шел – его вели, вокруг, справа, слева, спереди и сзади были такие же, как он. Идея, растворенная в Множестве (как правило, простая, ибо Множество не выносит сложности), была понятна и доступна каждому, ясна как палец, полностью и без остатка делилась простым рассуждением. Каждый утешал себя тем, что он ни за что не отвечает, что «если их так много, значит, они знают, куда и зачем мы идем». Человек, «единица – вздор, единица – ноль», приучался бояться одиночества, а вместе с этим и единства.

Последние полтора века одно спасительное Множество сменяет другое. В России это был «народ» – рабочий класс и трудовое крестьянство, местами прослоенные служилой интеллигенцией. На Западе – «гражданское общество», «миддл-класс». В 1990-х одно множество в силу разных причин приказало долго жить, а второе, согласно Фукуяме, хотя и живо, но тоже в силу разных причин слегло на одр, что вызвало серьезные общественно-политические потрясения. Масштабные экономико-политические конструкции (по Кондратьеву «базовый энергоноситель плюс прилагаемая к нему политическая система») стали терять опору. Но секулярная эпоха новой античности, переживаемая нами, в лучших традициях Еврипида явила нам Deus ex machina – интернет-множество с главным инструментарием – лайками и кликами. Которое и атрибутировало Gangnam style как главное культурное событие мира последнего времени. Именно этому множеству сегодня делегированы полномочия определять, что хорошо, а что плохо, полезно или вредно, какая политическая система должна быть, кто кумир, а кто так... «Голос народа» сменился «голосом интернета», но по сути все осталось по-прежнему.

В 1947 году Черчилль в палате общин английского парламента произнес известную фразу, служащую сегодня опорой либералов: «Демократия – наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени». С тех пор эту саморазоблачительную фразу со странным удовольствием, посмеиваясь, повторяют все кому не лень. Дескать, система – дрянь, сами признаем, но ничего лучшего нет, а поскольку все худо-бедно работает, то и думать не над чем. Так и будем жить, направляемые и управляемые дрянью, завороженные словом «демократия». Странная ситуация. Представим себе «вечный двигатель», который, как известно, не может работать. Но его все равно построили, и вот вокруг суетятся люди, крутят ручку, толкают колеса, двигатель, повинуясь рукоятке и усилиям, кое-как действует, а все ликуют: «Видите! Работает! Работает вечный двигатель!» И никакие противоречия, никакой Платон со своим «тирания возникает не из какого иного строя, как из демократии», демократическая гибель Сократа, вполне демократическое распятие Христа, парадоксы Кондорсе, замечания Токвиля, «теоремы о невозможности» К. Эрроу, многотысячные жертвы не могут убедить человечество в том, что пора перестать хихикать над звонким парадоксом и заняться усовершенствованием, созданием новой системы. А зачем? Каждый думает: «Если их так много, значит, они знают, куда и зачем мы идем». И это позволяет не думать. И ни за что не отвечать. Не говоря уже о том, что слово «демократия» сегодня выполняет роль индульгенции. Сказал, что ты демократ, – и все разрешено. Даже если весь мир погибнет во имя демократии, последний демократ будет стоять на дымящихся развалинах, как свеча, как лемовский Индиот, рассеивая мрак и искренне веря, что все правильно, что незачем было маячиться на свете тем, кто не уверовал в надмирные ценности демократии.

Но на примере, говоря словами того самого С. Лема, «сценически ритмизованной эпилепсии» южнокорейского ловкача, просмотренной шестой частью человечества и возлюбленной ею, можно увидеть конец «белого карлика» демократии, на глазах превращающегося в черную дыру. Ведь чем шире поле для голосования – тем чудовищнее выбор и безнадежнее ситуация, ибо проголосовали сотни миллионов. А теперь представим, что должно быть в ролике, за который проголосуют четыре или пять миллиардов. Страшно подумать. Останется чистый, дистиллированный инстинкт без малейших признаков духа, ибо взгляды у всех разные, а инстинкты одинаковы. А дальше включится противоестественная логика «миллионам нравится – значит, хорошо», и на этом основании объект любви миллионов станет считаться хорошим во всех планах – от эстетического до коммерческого. А теперь давайте представим, что каждый из этих проголосовавших предложит рецепт салата, после чего рецепты объединят и сделают самый демократический салат в мире. А потом накормят Множество этим салатом по принципу «лучше в вас, чем в таз». Понравится? Едва ли. А если не упрощать, то «Джоконда» Леонардо, Пергамский алтарь, «Фауст» Гете, собор в Шартре, храмы Василия Блаженного и Покрова на Нерли останутся шедеврами, даже если за них не проголосует вообще никто. Ведь красота и совершенство – это свойство Бога, отраженное в творениях гениев, а эти творения, вспоминая Раневскую, «уже сами могут выбирать, на кого производить впечатление, а на кого нет». А Gangnam style, даже если за него в самоисступлении проголосует все человечество, включая зулусов и папуасов, от этого не станет лучше и глубже.

Вечный двигатель под названием «демократия» больше не работает. Его приговорил к списанию интернет, доведший до совершенства систему манипулирования людьми, заложенную именно демократией, и до самоуничтожения метод «всенародного признания». Но никто не хочет согласиться с очевидностью, все крутят колеса, вертят ручки, толкают поршни и кричат: «Работает. Видите? Работает вечный двигатель». В разных концах планеты убивают людей, разоряют и пускают под откос целые регионы, провинившиеся перед демократией. М. Олбрайт некогда так и сказала: «На некоторые потери среди гражданского населения следует соглашаться». В цивилизованных странах, почти не скрываясь, поправляют «свободный демократический выбор», обставляют его процедуры кучей условий, поправок, ограничений, чтобы не случился Gangnam style. И при этом через все СМИ повторяют заклинания о том, что любое принуждение и ограничение есть тоталитаризм, что многовариантность поведения и есть подлинная свобода, что всяк может делать что заблагорассудится. То есть теория и практика стоят, упершись лбами, как Кнуров с Вожеватовым в последней сцене популярного фильма, а все думают: «Отчего же ничего не происходит? Почему все так медленно? Почему столько проблем? Ведь у нас демократия». То есть сегодня демократия выглядит следующим образом: назначаются пять человек сеять хлеб, а потом еще пять – идти за ними и затаптывать посевы. В результате все недовольны, но все-таки не настолько, чтобы перестать повторять за Черчиллем парадоксы о демократии и начать действовать. И именно на этой тонкой и гнилой жилочке пока еще все и держится. Ну и, конечно, отчасти на американских авианосцах.

А ведь тот, кто первым сегодня откажется от легенд и мифов о демократии, будет владеть будущим. Об этом вполне серьезно стоит подумать.

Источник: Блог Бориса Якеменко

Вам может быть интересно

В Финляндии одобрили выход из Совета Баренцева/Евроарктического региона
Темы дня

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

У рубля есть два пути

Курс рубля вернулся к трехзначным значениям по отношению к доллару. И перспективы у российской валюты не радужные, считают эксперты. Почему рубль продолжает слабеть, какой курс будет к концу года и при каких условиях он продолжит слабеть, а при каких – воспрянет духом?

МУС выдал ордер на арест Нетаньяху

Генерал авиации оценил возможное применение F-16 для удара ракетами Storm Shadow по России

Политолог объяснил отказ Зеленского от границ 1991 года

Новости

В Верховной раде Украины отпраздновали выход игры S.T.A.L.K.E.R. 2

Команду разработчиков компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl чествовали в Верховной раде Украины. Сиквел популярной в России игры вышел в среду 20 ноября с озвучкой на украинском языке и английскими субтитрами.

Институт русского языка присудил Пушкину победу над квадробером

В преддверии Дня словарей и энциклопедий Институт Пушкина назвал слово 2024 года – «Пушкин», подчеркнув его актуальность в год 225-летия поэта.

Министр обороны Британии не прокомментировал удары Storm Shadow вглубь России

Министр обороны Британии Джон Хили отказался комментировать удары украинских ракет Storm Shadow вглубь территории России, сославшись на угрозу оперативной безопасности.

В Абхазии выдвинули первого кандидата на выборах президента

Пять общественно-политических организаций Абхазии заявили о поддержке Адгура Ардзинбы на предстоящих выборах президента страны, которые состоятся досрочно.

Сербия обратилась к России за помощью в строительстве нефтепровода

Россия готова помочь Сербии в проекте строительства нефтепровода через Венгрию к «Дружбе», заявил вице-президент «Транснефти» Владимир Каланда.

ВС России выбили ВСУ с северного берега Кураховского водохранилища

Российские войска полностью зачистили северный берег Кураховского водохранилища от украинских сил, что подтверждает заявление советника главы ДНР Игоря Кимаковского.

Bloomberg: ВСУ решают дефицит солдат с помощью натовских наемников

Украинский миллионер организовал бригаду наемников для помощи ВСУ в условиях нехватки солдат на фронте, сообщает Bloomberg.

Биткойн превысил рекордную отметку в 98 тыс. долларов

Стоимость биткойна на платформе Binance достигла нового исторического рекорда, впервые превысив 98 тыс. долларов, что на 5,44% выше предыдущих показателей.

СБУ арестовала несколько семей по подозрению в симпатиях к России

Служба безопасности Украины задержала в Херсоне и других городах подростков и целые семьи, подозреваемых в сотрудничестве с Россией, сообщил начальник управления информационной политики Херсонской области Евгений Брыков.

Канада решила передать Украине новейшую систему ПВО NASAMS

Канадская система противовоздушной обороны NASAMS, закупленная для Украины, вскоре будет доставлена из Польши через границу, сообщил министр обороны Канады Билл Блэр.

Офис Нетаньяху обвинил МУС в войне против Израиля

Выдача МУС ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта ставит Международный уголовный суд (МУС) на сторону региональной войны против Израиля, заявил советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман.

Украина заявила об ударе МБР по Днепропетровску

По украинскому Днепропетровску нанесен групповой ракетный удар, включая применение межконтинентальной баллистической ракеты МБР, передает Reuters и Financial Times со ссылкой на ПВО Украины.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

Сергей Худиев: Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?