Чуть ли не все новогодние каникулы прошли под знаком этой истории – знаменитый французский актер Жерар Депардье получил российское гражданство и российский паспорт. Сколько телесюжетов, сколько информационных комментариев посвящено этому! Словно случилось нечто эпохальное. Эдакий «нехороший» французский президент Олланд ввел, понимаете ли, 75% подоходный налог для тех, кто зарабатывает более 1 млн евро в год, создал «невыносимые условия» для богатеньких Буратино, вот и побежал г-н Депардье туда, где к миллионерам относятся лучше, а именно – в Россию с ее 13-процентным подоходным налогом.
#{image=688062}Во всем этом, конечно, есть сильный привкус пиара. И если пиар для французского актера, может, и выгоден, пиар России с нашим «благодатным» инвестиционным климатом выглядит просто смешно. Потому что вряд ли наша казна дождется от беглеца хоть каких-то налогов. Во-первых, чтобы начать платить налоги в России, ему нужно находиться в нашей стране не менее 183 календарных дней в году, а он вообще-то уже особнячок в Бельгии присмотрел. Во-вторых, а с каких, собственно, заработков будет платить Депардье России? Если он захочет инвестировать в развитие виноградарства, как это делал в родной Франции, сравнит уровень поддержки сельского хозяйства там и там, боюсь, примет решение не в нашу пользу. Или, может, он захочет подзаработать в нашем кинематографе? Тогда придется столкнуться с той печальной реальностью, что за весь прошлый год ни одна из российских картин по прокатным сборам не вошла даже в десятку в собственной же стране. Впрочем, волноваться за Депардье не стоит: сниматься он будет все в том же Голливуде, жить – где-то в Европе, а российский паспорт для него – это так, что-то вроде сувенира.
Как ни ругают некоторые социалиста Олланда за жесткость в отношении богатых господ, он поступает честно: пункт о 75-процентном налоге был в его предвыборной программе, за которую проголосовало большинство избирателей: Олланд обещание выполняет. Таких, как Депардье, во Франции называют «жалкими налоговыми беглецами». И их вообще-то немного: миллионер Б. Арно да еще несколько человек. Остальных удерживает, во-первых, патриотизм, во-вторых, оглядка на общественное мнение, в-третьих, тот простой факт, что даже при сверхвысоких налогах французским богачам все равно выгоднее вести бизнес дома. Интересно, что даже правые оппоненты Олланда, которые жестко критикуют его налоговую политику, в то же время резко осуждают того же Депардье, Арно и им подобных. Их поведение, как говорится, не комильфо! Тогда чего ради, спрашивается, мы принимаем французского «страдальца» с такими распростертыми объятиями? А уж то, что некоторые главы регионов наперебой стали предлагать ему квартиры, – вообще из ряда вон. Тоже мне: нашли бездомного бедолагу! Лучше бы о своих гражданах, живущих в ветхом и аварийном жилье, побольше думали!
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ давно выступает против плоской 13% шкалы и предлагает перейти к прогрессивной, при которой богатые платят больше. Но мы и близко не говорим о 75 процентах. Наш вариант такой: ежемесячный доход до 10 тыс. рублей не должен облагаться налогом, от 10 до 100 тыс. рублей – ставка 10%, от 100 тыс. до 1 млн рублей – 13%, от 1 до 3 млн рублей – 25%, более 3 млн – 30%. Но даже столь умеренная шкала вызывает отторжение: «Что вы! Стоит нам принять такое, состоятельные люди начнут уклоняться!». Обратите внимание: тот же Депардье ясно понимает, что от высокого налога во Франции он уклониться ни за что не сможет: налоговая служба достанет в любом случае. Потому-то и вынужден бежать. Ну а наши богатеи преспокойно качают сверхдоходы в России и отмывают их в офшорах. Все прекрасно знают, что они и 13% со своих истинных доходов не платят. По одной причине: государство не проявляет никакой воли понудить их к этому. Ну и какая польза от такой плоской шкалы? Кому она нужна? Никому! Даже Депардье.
Вся эта история побуждает, на мой взгляд, вспомнить о том, что у нас в Конституции написано про социальное государство. О том, что есть такое понятие – «социальная ответственность бизнеса». Пора наконец разобраться, как так получается, что из всех стран мировой двадцатки Россия – единственная страна, которая упрямо держится за плоскую шкалу подоходного налога, не проявляя никакого желания хоть что-то делать для уменьшения социального расслоения в стране. Привечая человека, пусть даже знаменитого, но уклоняющегося от уплаты налогов в своей стране, мы тоже, в сущности, пытаемся играть неблаговидную роль «налоговой гавани». Да только ничего не получается. Кроме недоумения в тех странах, где сформировано цивилизованное отношение к налоговой культуре. «Казус Депардье» идет вовсе не в плюс имиджу России, скорее в минус. Так что эта «новогодняя» история отнюдь не такая забавная, как может показаться с первого взгляда.
Источник: Блог Сергея Миронова