Мнения

Алексей Рощин
социальный психолог, консультант и политтехнолог

«Между тремя соснами»

7 сентября 2012, 11:38

Фото: из личного архива

Удивительная особенность в наших диалогах об образовании: люди готовы обсуждать что угодно, но один аспект старательно обходят стороной. Причем все: и записные либералы, и оголтелые «государственники», и совколюбы, и русофобы.

Задача проста: сделать так, чтобы «не учиться» было страшно, больно, в крайнем случае – неудобно и неприятно

Я напомню кратко содержание предыдущих серий. Мы вместе думали, как решать самую острую проблему современной школы – проблему того, что делать с детьми, которые не желают учиться, не хотят осваивать школьную программу – в основном под предлогом «я знаю, что мне эти знания в жизни не пригодятся». Как ни странно, разговор постоянно бьется между двумя противоположными подходами:

1. Всех «нежелающих» надо сепарировать из школы, то есть выкидывать их в какие-то специальные отстойники, «школьные гетто» или просто на улицу, словом, ставить на них крест – пусть вырастают малообразованными, главное, пусть не мешают «хорошим детям».

2. И второй подход – более «человеколюбивый»: его немногочисленные адепты говорят, что выкидывать «плохишей» не надо, а надо, чтобы учителя при помощи своего невероятного энтузиазма и педагогического дара могли увлечь своими предметами даже самых отпетых – иначе, мол, нафига такие учителя, не владеющие искусством «положительной мотивации»?

Наконец, есть третий подход, который никому не нравится, но который при этом является столбовой дорогой российского образования просто потому, что его придерживаются все последние 20 лет так называемые «российские реформаторы образования», плотно контролирующие Минобр все эти годы. Его суть в том, чтобы в максимальной степени упростить и выхолостить все требования школьной программы, ввести такие «стандарты образования», при которых большинство предметов «добровольны», а учиться можно практически в факультативном режиме. Естественно, такой подход имеет то неоспоримое преимущество, что при нем проблема «нежелающих учиться» снимается автоматически.

Первый подход пугает будущим – неясно, что делать с «плохишами», которые рано или поздно выберутся из «отстойника» в большую жизнь; а второй перегружает романтическими ожиданиями настоящее – ясно, что в нем днем с огнем не найти необходимого количества гениальных учителей, способных «зажигать» даже откровенное «дерево».

Но люди упорно ходят туда-сюда между этими тремя соснами, упорно игнорируя ЧЕТВЕРТЫЙ путь. Хотя он, казалось бы, самый очевидный.

Речь, понятно, идет о ПРИНУЖДЕНИИ. Суть подхода отражена в известном, очень популярном в армии выражении: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»

Так вот: об этом ВООБЩЕ НИКТО не говорит! По крайней мере у меня в ЖЖ – хотя тут, вы же знаете, собирается самая разная по убеждениям публика. Никто до сих пор не задал элементарного вопроса: «Простите, а что это такое вообще – какой-то там подросток, вишь ли, не хочет учиться? Математика ему «не пригодится»! Литература «не нужна», Лев Толстой «устарел»! А почему, собственно, не сломать всех этих «нежелающих» через колено?»

В самом деле – почему?

Еще понятно, почему такие мысли не высказывают «либералы» – им вроде как такое по статусу не положено; но почему и от «государственников» такого не услышишь? Им-то, казалось бы, сам бог велел!

А вот я, хоть и либерал по убеждениям, не вижу в идее «принуждения к образованию» никакой крамолы или забвения устоев либерализма. Наоборот: хорошее школьное образование – это как раз гарантия свободы в современном обществе. Ученик, не достигший 18 лет, еще не полностью дееспособен. Однако, отказываясь от образования, он обрекает себя на пребывание в низах общества.

Самое печальное, что недополученное в школе крайне сложно, а порой и невозможно «наверстать» в более зрелые годы. Есть в психологии такое понятие – «сензитивный период»: скажем, птенец может научиться летать только в определенном возрасте, а если время по каким-то причинам упущено – всё, летать он так толком и не научится.

Если мы принимаем идею принуждения как таковую, дальше остается вопрос технический – как лучше это самое принуждение осуществить. Если задействовать в этом благородном деле репрессивный аппарат государства – задача не кажется такой уж невыполнимой. Задача проста: сделать так, чтобы «не учиться» было страшно, больно, в крайнем случае – неудобно и неприятно.

Какие будут предложения?

Источник: Блог Алексея Рощина

Вам может быть интересно

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове
Темы дня

Польский гонор настиг Германию в неудобный момент

Канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Польши Дональд Туск поссорились. Их переговоры в столице ФРГ должны были быть посвящены актуальным проблемам НАТО, но превратился в препирательство о том, должны ли немцы заплатить полякам репарации за Вторую мировую войну. России такое развитие событий на руку.

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не увидел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

МАГАТЭ: Саркофаг Чернобыльской АЭС утратил функции обеспечения безопасности

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что новый саркофаг на Чернобыльской АЭС утратил свои основные функции обеспечения безопасности.

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове

В результате удара российских беспилотников в районе Димитрова (украинское название – Мирноград) было уничтожено замаскированное опорное укрытие украинских военных, сообщил командир взвода беспилотных систем с позывным «Ромео».

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Россияне столкнулись с «синим экраном смерти» после обновления Windows 11

Пользователи Windows 11 из России сообщили о появлении «синего экрана смерти» и проблемах с SSD после последнего обновления, сообщили СМИ.

В Белоруссии заявили о национализации крупных предприятий

В Белоруссии планируют национализировать несколько крупных предприятий, среди которых производитель обуви «Белвест» и строительная компания «Минскпромстрой», заявил секретарь ЦК КПБ Петр Петровский.

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море

Анкара выразила Москве и Киеву обеспокоенность по поводу риска эскалации войны из-за атак на торговые суда в Черном море, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Удары ВСУ по Новороссийску повысили цены на энергорынке

Удары украинских дронов по Новороссийску привели к росту мировых цен на энергоресурсы, сообщило издание The National Interest.

WSJ: Европа шокирована новой стратегией нацбезопасности США

Публикация новой стратегии нацбезопасности США вызвала недоумение в европейских столицах из-за жесткой критики и требований усилить самостоятельную оборону, пишет Wall Street Journal.

Сын убил отца ради квартиры в центре Москвы

В центре Москвы сын убил своего отца ради наследства, намереваясь продать квартиру и отдать часть средств соучастнику, сообщила прокуратура Москвы.

МИД заявил о потере ЕС 1,6 трлн евро из-за санкций

Европейские страны за четыре года из-за введенных антироссийских санкций понесли совокупные экономические потери, достигшие 1,6 трлн евро, сообщает МИД России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов