В последние дни поражаюсь скромному сожалению фанатов Саакашвили из числа представителей российской интеллигенции. Многие «даже как-то расстроились», увидев, что происходит в грузинских тюрьмах. До этого у них и мыслей не возникало о темных пятнах на светлом челе грузинского президента. Наши «борцы за демократию и свободу» наперебой восхищались щедростью и галантностью гостеприимного хозяина, весело, под песни и пляски перестроившего всю Грузию. Среди ярых антипутинцев считается хорошим тоном ставить ему в пример молодого демократического лидера из Тбилиси. Это он победил коррупцию, провел успешную реформу полиции и сделал многое другое, к чему, по мнению его поклонников, здесь нам не суждено прийти.
Где теперь фанатки, с восторгом пишущие о Саакашвили в глянцевых журналах?
Когда я говорила о том, что цена этих реформ несколько иная, нежели кажется из Москвы, мне не верили. Мне же Кремль платит за то, что я ругаю Саакашвили. А там все прекрасно. Приезжаешь: будки стеклянные, полицейские вежливые, взяток не берут и Саакашвили хвалят. А тут незадача вышла, некоторые еще в тюрьмах заключенных бьют и насилуют. Ой, как неприятно вышло. Может, даже то, о чем я говорила, – все-таки правда?
В реальности Грузия в своем развитии не так далеко ушла от России, как хотелось бы думать журналистам, редко выезжающим дальше ресторанов на Бульварном кольце. Да, низовую, обычную коррупцию победить удалось, но элитарная, многомиллионная осталась и расцвела пуще прежнего. Все большие стройки – это либо государственные деньги, либо близкие к Саакашвили бизнесмены. Фирмы, выигрывающие такие тендеры, обычно почему-то фигурируют в списках финансирования партии власти.
Саакашвили любит рассказывать о развитии бизнеса и туризма. Вот только мало кто знает, как это обычно у него происходит. В 2006 году на улице Руставели захотели построить отель около бывшего Института марксизма-ленинизма, но виду из окон будущей гостиницы мешал дом. Его решили сносить. Полицейские буквально выкидывали жильцов из их квартир. Власти обещали, что дадут новые дома, но так их и не построили. Денежной компенсации на жилье людям не хватило, а отель все еще не построен. Как минимум 10 таких пустующих или недостроенных зданий можно увидеть сейчас на центральной улице Руставели. О каком бизнесе может идти речь, если правила его ведения меняются с завидной регулярностью? Если можно ввести закон, убивающий банк вашего политического конкурента, а заодно и всю остальную отрасль, а затем, достигнув своей цели, его отменить?
Несколько десятков миллионов долларов ежегодно приходится на процессуальные соглашения. Фактически это узаконенная форма коррупции: если ты обвиняешься в преступлении, есть два варианта – сесть или заплатить дань. И люди платят. Они знают, что Грузия по количеству заключенных на 100 000 населения занимает первое (!) место в Европе и четвертое в мире, хотя еще в 2003 году находилась на 59-м. Для сравнения: «кровавая» Россия в этом рейтинге ниже – на 6-м месте. За 2011 год из 20 196 лиц в уголовных судах оправдательный приговор был вынесен только восьми, а 98,7% дел завершились признанием подсудимых виновными.
2 миллиона грузин (38%) живут за гранью бедности. В Грузии крайне высокий уровень безработицы – приближается к 35%. В общей сложности заемные средства составляют 20% ВВП страны. Совокупный внешний долг вырос с 1,7 миллиарда в 2003 году до 8,5 миллиарда долларов при годовом бюджете всего в 4,2 миллиарда. Скажите мне, как в стране, где якобы процветает бизнес и прекрасный инвестиционный климат, могут быть такие долги, безработица и нищета?
О свободе СМИ говорить тоже не приходится. На демонстрации 26 мая спецназ избивал многих моих коллег-журналистов. Есть доказательства, снятые на видео, но дела не двигаются. Общегрузинские СМИ находятся под полным контролем президента, а независимых журналистов бросают за решетку на несколько лет, если те честно выполняют свой долг. Прекрасного журналиста Шалву Рамишвили за его расследования отправили в тюрьму на 4 года, обвинив в вымогательстве. Он дошел до Страсбургского суда и выиграл дело. Сейчас он свободен и снова может говорить правду.
Где теперь фанатки, с восторгом пишущие о Саакашвили в глянцевых журналах? Ксения Соколова месяц не могла в себя прийти после поездки в Грузию, разбрызгивая во все стороны свой восторг: потрясающий президент, не чета нашему, простой, общительный, открыто гуляющий по улицам с журналистками. Почти без охраны. А чего бояться?
Гостям нечего. А вот грузинам давно есть чего бояться. Полиция в Грузии – это личная армия Саакашвили, власть которой безгранична. Он единолично принимает все решения. Он и только он держит в руках все институты власти в стране. Возможности перед человеком открывают лишь лояльность и подчинение Саакашвили. Безграничные возможности...
Только так – силовыми методами – можно сдерживать гордый народ. Пинками и насилием. Это они 7 ноября пускали газ и били демонстрантов дубинками. Это они продолжают держать народ в страхе. Это они сохраняют режим Саакашвили и каждый день увеличивают ненависть в его адрес. Когда-нибудь ее станет слишком много. Настолько, что ни одна дубинка его не защитит, потому что бумеранг всегда возвращается.
Грузии сегодня очень нужен новый президент. Саакашвили своей политикой превратил страну в должника и теперь может только лишь подчиняться США. В Тбилиси многие называют его американским рабом. Любой другой, кто придет к власти и станет президентом Грузии, будет торговаться как с американцами, так и с русскими, потому что ему нужно будет выбирать максимально эффективное партнерство для страны, а не для укрепления собственной власти.
P.S. По моей информации, договариваться с Россией в Москву сейчас прилетел председатель Совета безопасности Грузии Гига Бокерия. Посмотрим, чем закончится эта встреча.
Источник: Блог Тины Канделаки