Православная энциклопедия не дает определения термина «гонение», переходя сразу к истории.
Поэтому пришлось обратиться к энциклопедии католической.
«Термин гонения в рел. сфере относится к действиям властей, считающих преступлением сам факт принадлежности к определенному вероисповеданию и карающих за это или запрещающих вести образ жизни (в т.ч. совершать обряды), соответствующий этой рел. принадлежности» (т.1. с. 1371).
Энциклопедический словарь «Христианство» говорит вслед за словарем Брокгауза-Ефрона:
«Впервые христиане подверглись гонениям при Нероне» (М., Большая Российская Энциклопедия. 1993, т. 1. с. 425). Понятно, что неприязнь выказывалась к христианам и раньше, но государство стояло в стороне.
Христа и ап. Стефана гнали – в расправах над ними участвовала региональная государственная власть. Но повернется ли язык сказать «греческий Ареопаг гнал апостола Павла»? Афинские философы («блогеры») устроили ему обструкцию. Но разве это гонение?
Полемика, медийные неприятности – это не гонения. Меня они (полемика и медийные неприятности) сопровождают уже 20 лет. И что – стоит ли мне кричать «мне объявлена война, меня гонят!!»?
Говорить сегодня о гонениях на Церковь – значит профанировать это весомое и драматическое слово. Это значит примазываться к славе мучеников.
Да и медийные неприятности возникают отнюдь не от того, что мы исповедуем Христа Распятого. Достаточно провести контент-анализ «антицерковных публикаций», и станет понятно, что критикуют нас не за нашу евангельскую веру, а за наш не очень евангельский образ жизни.
Источник: Блог протодиакона Андрея Кураева