Мнения

Алексей Рощин
социальный психолог, консультант и политтехнолог

«Лукавая профессия»

12 сентября 2012, 12:48

Фото: из личного архива

Рассуждая о том, как спасать наше образование, многие мои друзья предлагают вроде бы очевидную идею: да че тут, блин, долго думать – УЧИТЕЛЯ! В школу надо привлечь хороших учителей вместо нынешних анекдотических Марьиванн! А как привлечь учителей? Знамо дело – деньгами. Надо платить учителям хорошие бабки – и все будет отлично. Придут самые лучшие, самые грамотные специалисты, настоящие макаренки с ушинскими... Разве не так?

И вот в таких объективно заданных условиях вы предлагаете платить учителю БОЛЬШИЕ БАБКИ?

Очень простая, очень материальная идея. Абсолютно в духе времени. Однако на деле – безумная и вредная. Учителям ни в коем случае нельзя платить МНОГО – если, конечно, у нас нет цели окончательно погубить школу. Ибо учитель – чрезвычайно лукавая профессия.

Лукава она тем, что результат учительского труда чрезвычайно плохо поддается сторонней оценке. Как оценивать? Вроде бы просто – исходя из целей его работы. Целей, по большому счету, две: воспитать и научить. Но как судить, удалось это или нет? Скажем, воспитать хорошего человека – задача достойная, спору нет. Но, в принципе, хорошее (или плохое) воспитание проявляется в течение всей жизни. А нам-то надо оценивать учителя здесь и сейчас!

Или задача «научить». Тут вроде бы более понятно, не правда ли? Однако спросим себя – а кто же, собственно, оценивает уровень знаний учеников по предмету? Да сам же учитель и оценивает! Получается парадокс – как будто сам работник оценивает, все ли он сделал для того, чтобы платить ему не только зарплату, но и премию. Звучит очень гуманистически, однако любой работодатель от такой ситуации пришел бы в ужас. Представьте себе, вы наняли бригаду молдаван сделать ремонт у себя в квартире – а главное условие такое: то, насколько хорошо ремонт сделан и не надо ли чего доделать, решают сами же молдаване. Представили? А ведь все школы в стране работают примерно по такому же принципу!

Собственно, что такое ЕГЭ? Это, по большому счету, попытка хоть как-то выскочить из этой невозможной для работодателя (то есть государства) ситуации – ввести некую внешнюю оценку качества учительского труда. Хорошо сдают дети ЕГЭ – хорошо работает школа; плохо сдают – учителя никуда не годятся. Такой подход сейчас явочным порядком внедряется практически повсеместно.

Что, однако, мы получаем в результате? Учителя, быстро смекнув, чем дело пахнет, уже повсюду в стране фактически не учат своему предмету – они учат, точнее, натаскивают учеников решать тесты. Напрасны стоны немногочисленных теоретиков от образования, утверждающих, что решение тестов и знание предмета – совсем не одно и то же и что нормальный процесс обучения не может и не должен сводиться к решению задачек типа «выбери правильный ответ из четырех вариантов». Учитель твердо осознал, откуда исходит реальная опасность, и теперь ЕГЭ для большинства из них – альфа и омега.

Но, с другой стороны, а какие можно предложить другие внешние критерии? Вот, скажем, до ЕГЭ, еще в Советском Союзе, бытовал другой критерий – сколько учеников от данного учителя после школы поступило в вузы. К чему привело использование такого критерия, хорошо знают учителя старой закалки: они просто сосредотачивались на тех, кто собирался после школы идти в вуз, банально махнув рукой на всех, кто в вуз не собирался. Или же, наоборот, всячески «тянули» в вуз по своему профилю всех своих учеников – даже тех, кто и не был склонен к тому, чтобы посвящать данной специализации всю жизнь. Другими словами, в учебе все равно получался перекос, «гонка» и искажение представления о предмете.

Словом, реальных, хорошо работающих критериев оценки работы учителя у государства нет. Если воспринимать учительские двойки как знак его преподавательских неудач – учитель быстро приучается не ставить не то что двоек, но и вообще плохих оценок; если же использовать внешние тесты – учитель станет подгонять вообще весь процесс обучения под решение тестов, то есть, таким образом, по сути, будет выхолощено все содержание учебного процесса.

И вот в таких объективно заданных условиях вы предлагаете платить учителю БОЛЬШИЕ БАБКИ?!

Не будем даже затрагивать вопроса, есть ли на это средства в бюджете. Допустим сразу, что средства есть. Поговорим о другом: кто в этом случае пойдет в учителя? Какой, так сказать, контингент?

Очевидно, что это будут люди, «заточенные» именно на получение денег. Люди с чисто материальной мотивацией. Надо ли говорить, что как раз таким гражданам именно на детей, как правило, глубоко «накласть»? Что глубоко вникать в тонкости воспитания и научения каждого из большой толпы малолетних балбесов и хулиганов они просто не станут?

А вот что точно сделают люди с сугубо, жестко материальной мотивацией: они очень быстро распознают все слабые места системы школьного образования – мы их вкратце описали выше. Они мигом ухватят, что ОЦЕНИТЬ качество работы учителя, по большому счету, государству практически невозможно – потому что все имеющиеся счетчики и датчики сколь-нибудь грамотному, освоившемуся в деле «преподу» ничего не стоит подкрутить в любом требуемом направлении. И такой «препод» будет в шоколаде по всем показателям, а стадо балбесов в школьной форме – само по себе.

И, кстати, хрен кто сковырнет такого «материально озабоченного» учителя с его учительского места: у него все в ажуре! Родители могут бесноваться сколько угодно, писать жалобы, утверждать, что их дети на уроках валяют дурака и ничего, если копнуть, в предмете не понимают...

Что же предохраняет систему школьного образования от нашествия такого рода «преподов» «с материальной мотивацией»? Да только лишь одно: отсутствие этой самой материальной мотивации. Пока учителя получают зарплаты ниже средней по рынку – различного рода «жуки» и жлобы брезгливо обходят школу стороной. И идут работать в школу те, у кого есть некая достаточно сильная нематериальная мотивация. В частности, такие подвижники, которые ведь действительно любят детей!

Все действительное – разумно, дорогие мои. Гегель был чертовски прав. ЕГЭ, нищенские оклады в школах – все имеет свой смысл.

Другое дело – нравится ли нам создавшееся положение вещей. Тут – возможны варианты.

Мне, например, не нравится – хоть я и понимаю смысл всего этого. Нутро восстает, знаете ли. Что-то неправильно в самой системе, в ее основах, если она ВЫНУЖДЕНА держать учителей фактически на голодном пайке.

Но что сделать? Какую бы еще реформу на уровне министерства провести? Может быть, сделать ЕГЭ каким-то совсем творческим? Или, может быть, проводить ЕГЭ каждый год? Знаю, что подобные планы бродят по Минобру. Всем же хочется как-то починить систему...

На самом деле починить ее нельзя. Ее можно только сломать. И построить новую, по другому принципу. Суть дела в том, что государство ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не может адекватно оценивать работу учителя. И не сможет – хоть на уши встань. Централизованная система в принципе не способна с этим справиться.

А кто может? Ответ очевиден: те, кто в этом заинтересован более всех в каждом конкретном случае. То есть – родители. Родители должны обрести решающее слово в оценке качества образования, которое преподается их детям (сейчас, как мы знаем, они не имеют никакого). Корень проблемы все в том же – в децентрализации управления.

Но это уже будет совсем другая система образования и, в сущности, другая страна.

Источник: Блог Алексея Рощина

Вам может быть интересно

Мишустин утвердил новую программу безопасности полетов гражданских судов
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов