Мнения

Екатерина Решетова
старший научный сотрудник, к.э.н. Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«Элементарная экономика»

22 августа 2012, 15:04

Фото: из личного архива

Поручение перевести строительную отрасль России на евростандарты к 2013 году дал ведомствам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Отставание нормативной базы РФ от мировой очевидно – строительство дорог в России ведется по устаревшим советским стандартам 1970–1980-х гг. (ГОСТы, СНиПы, Ведомственные строительные нормы, Рекомендации по проектированию и строительству, Технические рекомендации, Отраслевые дорожные нормы и т.п.). К примеру, в Москве по регламенту дороги необходимо полностью менять каждые три года. В Европе на дороги дают гарантию по 50 лет.

Мало спроектировать по евростандартам, необходимо строго их выполнять

Таким образом, применять евростандарты при строительстве дорог в России оправданно и необходимо. Это позволит повысить безопасность, экономические, организационные и технические показатели дорог.

С введением новых стандартов меняется «техническая конституция дорожного хозяйства», то есть те правила, по которым работают дорожные организации, и параметры, которым должны соответствовать исходные материалы при строительстве дорог.

Что касается параметров – это применение новых технологий для увеличения межремонтных сроков дорожных покрытий, а также внедрение самых современных материалов.

Росавтодор сообщает, что если в начале 2000-х годов разрабатывалось 3–5 новых национальных стандартов в год для строительства дорог, то в 2011 году таких стандартов было внесено на утверждение уже 24, а в 2012-м – свыше 35.

Проектировать и строить по евростандартам, по сути, напрямую нельзя, потому что Главгосэкспертиза проверяет проекты на соответствие российским нормативным документам. Главный критерий Главгосэкспертизы – снижение стоимости строительства, а внедрение зарубежного подхода зачастую вызывает удорожание стоимости до 15%. В то же время для применения евростандартов широко задействован механизм разработки и согласования специальных технических условий, что несколько затягивает и усложняет процесс, но в то же время позволяет применять современные материалы и технологии.

Однако в вопросе применения евростандартов дело не только в юридических аспектах: необходимо учитывать климатические и технологические особенности Российской Федерации, надо провести испытания новых для нашей страны материалов и конструкций, иногда приобрести новое оборудование и обучить специалистов.

Относительно правил работы строительных организаций – это привлечение внебюджетных инвестиций, использование механизмов государственно-частного партнерства. В развитых странах широко применяется механизм КЖЦ, который рано или поздно в России тоже утвердится. Пока – нет. Смысл простой: подрядчик строит дорогу и в дальнейшем ее эксплуатирует весь жизненный цикл, лет тридцать. Дальше уже работает элементарная экономика: если будет «сэкономлено» на стройке, придется тратиться на ремонты (за свой счет, разумеется). Если же сразу построить качественно – будет экономия на ремонтах. Действует обычный бизнес-расчет, который приводит подрядчика, заключившего контракт жизненного цикла, к тому, что он будет очень осмотрительно относиться к использованию материалов и технологий.

Вступление России в ВТО станет катализатором этих процессов.

Однако мало спроектировать по евростандартам, необходимо строго их выполнять. Технический регламент выполняется во всем мире железно. К сожалению, участок дороги (в отличие от автомобиля или телевизора) нельзя импортировать «целиком и в упаковке». Можно, разумеется, пользоваться импортной техникой и технологиями, можно пригласить зарубежного подрядчика. Да вот только щебень и песок мы все равно повезем с местных карьеров, битум дорожных марок закупим на отечественном НПЗ, а работников наберем на российском рынке труда. А самое главное, мы уж наверняка не сможем импортировать институт компетентных заказчиков дорожных работ, не склонных к организации «учета собственных интересов».

Так что выход на европейское качество строительства и ремонта дорог случится у нас не раньше, чем в национальном производстве любых иных услуг и товаров для общественных нужд.

Специально для газеты ВЗГЛЯД 

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?