Неуклонное нарастание экологического кризиса и других глобальных проблем нашей цивилизации – путь к антропологической катастрофе. Об этом постоянно пишут и говорят. Но ничего не меняется. Мы привыкли уже к повседневным известиям о вопиющих разрушениях природной среды, стихийных бедствиях, всевозможных угрозах, легко вытесняем все это из сознания, погруженные в текучку обыденной жизни. Недавно опубликованы весьма точные факты: человечество потребляет за девять месяцев те ресурсы нашей планеты, которые она производит за 12 месяцев. Это не только биологические и энергетические ресурсы, но и вода, воздух и т. д. С каждым годом разрыв все быстрее увеличивается. Что будет через 10–20 лет?
Чтобы изменить гибельную траекторию нашей цивилизации, надо изменить сознание массового человека
Таковы неизбежные следствия параноидального круга: еще больше производить, чтобы еще больше потреблять, чтобы еще больше производить, чтобы еще больше... И это не просто круг, а гибельная воронка, в которую все глубже затягивается человечество. Почему же, понимая это, оно не может остановиться, что-то решительно изменить? Вот вопрос, на который надо получить ясный ответ. Здесь, собственно, три вопроса: 1) что надо изменить в нас самих, 2) какими средствами и 3) кто способен это сделать.
Чтобы изменить гибельную траекторию нашей цивилизации, надо изменить сознание массового человека. Это равносильно изменению того, что называют природой человека. Она представляет собой комплекс устойчивых свойств социального индивида, которые воспроизводятся во все эпохи и у всех народов, что указывает на их обусловленность биологической организацией человека. Они формируются на основе генетических факторов и варьируют под влиянием внешних условий – физических и социальных. Эти свойства выражают потребности, интересы, влечения, склонности, способности, формы поведения и деятельности человека. В нравственном плане они могут рассматриваться под углом противоположных качеств – эгоизма и альтруизма, их определенного баланса. Можно согласиться с наиболее распространенной формулировкой, что природа человека биосоциальна, отдавая себе, однако, ясный отчет в ее фундаментальной биологической сущности.
За обозримый период истории природа человека практически не изменилась. Так позволяют думать обширные материалы о людях Древнего Египта и Месопотамии, древнегреческие и древнеримские источники, в которых ярко обрисованы люди того времени с их интересами, делами, страстями, поступками. Прочтите «Характеры» Теофраста: прошло 2300 лет, но мы видим все те же человеческие типы и те же формы поведения.
История свидетельствует, что проекты улучшения общественного устройства всегда упирались в проблему изменения природы человека. Самой грандиозной попыткой такого рода в истории человечества был коммунистический проект в СССР. Он потерпел крах в силу того, что противоречил природе человека, ясно обнаружил «нехватку» альтруизма у массового человека, несостоятельность силовых мер и «коммунистического воспитания» для создания «нового человека».
Главный вопрос – в том, как изменить негативные свойства природы человека: неуемное потребительство, агрессивность к себе подобным, чрезмерные эгоистические устремления. Ведь они укоренены в генетической структуре, сформировались в ходе биологической эволюции и антропогенеза.
Это требует вторжения в геном человека и его преобразований. Конвергентное развитие НБИКС (нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий) как будто открывает для этого перспективу. Недавно Вентер Крейг и его сотрудники впервые создали искусственный организм. Синтетическая геномика развивается быстрыми темпами. Налицо крупные успехи генной инженерии. Это сочетается с исследованиями в области расшифровки мозговых кодов психических явлений, где получены значительные результаты (работы Нишимото, Гэлэнта и др.). Однако нынешний уровень расшифровки генома далеко не достаточен для коррекции негативных психических свойств. Здесь перед исследователем чрезвычайные сложности и риски. Продвигаясь по этому пути, мы можем не успеть.
Наша цивилизация – в цейтноте. Эксперты предсказывают, что примерно к середине века она вступит в состояние сингулярности, за которой либо деградация и гибель, либо переход на качественно новый уровень развития. Это заставляет искать другие пути, рассматривать трансгуманистические варианты преобразования человека и общества. И они – это надо подчеркнуть – во многом согласуются с перспективами конвергентного развития НБИКС. Ряд крупных ученых (Рэй Курцвейл, Александр Болонкин и др.) выдвинули идею сохранения жизни и разума путем переноса на другой – небиологический – носитель.
В качестве промежуточного этапа предлагаются симбиозы биологических и электронных составляющих. Уже созданы простейшие устройства, в которых на электронной подложке выращены и объединены с ней живые нейроны, в результате чего такая система способна осуществлять информационные процессы. Успешно вживляются в мозг электронные чипы, благодаря которым восстанавливаются некоторые утраченные функции. Так, парализованный человек может с их помощью мысленно управлять курсором компьютера и даже инвалидной коляской. Корпорация Intel заявила, что к 2019 году ею будет создан так называемый телепатический интерфейс, посредством которого можно будет мысленно управлять широким классом технических устройств. Выдвинута идея создания искусственного тела и пересадки в него головного мозга, начаты исследования и технические разработки в этом направлении. Но сверхзадача трансгуманистических проектов – кибернетическое бессмертие, перенос сознания и личности в небиологическую систему, субстрат которой не подвержен разрушительным влияниям высоких температур, радиации и т. п.
Несмотря на, казалось бы, фантастический характер такого проекта, он теоретически приемлем в силу ряда общепринятых принципов современной науки. Среди них центральное место занимает принцип изофункционализма систем (возможность реализации одной и той же функции или комплекса функций на различных по своим физическим свойствам субстратах). Разумеется, здесь множество сложнейших вопросов. Но это направление уже имеет обнадеживающие заделы и, главное, открывает принципиально новые перспективы прорывных технологических достижений. Оно вовсе не является чем-то обособленным. Кибернетическое конструирование тесно связано не только с результатами информатики, но и с успехами синтетической геномики и биологии в целом. Ключевым пунктом тут является проблема самоорганизации, выяснение путей создания таких небиологических самоорганизующихся систем, которые способны обладать свойствами жизни и сознания.
Как противостоять надвигающейся антропологической катастрофе?
Нужен мощный социальный субъект, обладающий решимостью и волей, способный сконцентрировать интеллектуальные, финансовые, организационные, медийные ресурсы и перейти от слов к делу. От кого ждать «сборки» такого субъекта? От политических руководителей ведущих стран? Их мышление ограничено диапазоном от выборов до выборов, текущими событиями, зависимостью от массового сознания избирателя. Им не до этого. Может быть, от нашего самого долговечного президента Владимира Владимировича Путина, который задумается вдруг о своих внуках и правнуках, о своей исторической роли, посмотрит вдаль? Маловероятно, ибо он тоже слишком загружен текущими событиями и расчетами. Хотя у него диапазон политического бытия намного шире, чем, например, у Обамы или госпожи Меркель.
Вероятнее всего, такой субъект будет создан на основе общественного движения. Сейчас быстро растет число мыслящих и состоятельных людей, озабоченных судьбами земной цивилизации, готовых действовать. Ярким выражением этого является недавно возникшее общественное движение «Россия 2045». Его организаторы во главе с Дмитрием Ицковым провели международный конгресс «Глобальное будущее 2045», в котором приняли участие около 1500 человек, среди них многие ученые и деятели культуры из разных стран. На нем выступали и российские философы, в их числе академик РАН В. С. Степин.
Это движение быстро растет, оно выдвинуло содержательную программу, приступило к реализации конкретных проектов, которые способны смущать и раздражать «среднее», робкое и унылое научное сознание. Эти проекты – источник дискуссий. Но они вызывают воодушевление, забытое чувство великой цели, могут стать действенным стимулом творческого мышления. Движение «Россия 2045» заслуживает активной поддержки. И я призываю к этому всех деятелей науки и культуры, кто всерьез озабочен судьбоносными проблемами нашего времени и готов внести посильный вклад в их разработку.
Специально для газеты ВЗГЛЯД