28 июня дипломатический источник в Москве сообщил, что Узбекистан приостановил свое членство в Организации Договора о коллективной безопасности. Соответствующую ноту официальный Ташкент направил в секретариат организации. Пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнутдинов подтвердил, что нота Узбекистана получена.
Получит господин Каримов свой Тахрир
Тяжелые отношения узбекской стороны с ОДКБ ни для кого не секрет. Узбекская сторона периодически игнорирует официальные мероприятия организации, дистанцируется от ее проектов. Напомню, еще 8 декабря 2011 года, накануне московского саммита ОДКБ, белорусский президент Александр Лукашенко заявил ее генсеку Николаю Бордюже о необходимости рассмотрения вопроса, касающегося дальнейшего пребывания Узбекистана в организации. Тогда Лукашенко выразил уверенность в необходимости «разобраться с рядом внутренних проблем, прежде всего связанных с позицией Узбекистана по отдельным вопросам», после чего добавил: «От этого уже никуда не денешься, об этом все знают».
Лукашенко имел в виду, что Узбекистан состоял в ОДКБ чисто формально. Числился, но почти ничего не делал. Приведу только один факт: узбекские власти не ратифицировали более 15 соглашений и протоколов ОДКБ, в том числе «Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности», «Соглашение об оперативном оборудовании территории, совместном использовании военной инфраструктуры государств – участников ОДКБ», ряд других документов. России имела проблемы с Ташкентом даже по теме нового посла.
А почему ситуация сложилась именно таким образом? Одна из причин – усиление военных контактов узбекского руководства с Западом. Как известно, западные политики годами давали доверчивым представителям российской власти из числа либеральных идиотов обещания не расширять НАТО, не размещать военные базы в бывших странах соцлагеря и в бывших советских республиках. Итог очевиден: Североатлантический альянс сожрал почти весь соцлагерь вместе с Прибалтикой. А американские военные базы появились и в Румынии, и в Болгарии, а с недавних пор пошла информация о возможном появлении таких баз в Узбекистане, Казахстане. Американцы эти сведения опровергают, но они любят опровергать то, что потом все равно делают.
Так вот, Узбекистан начал постепенно склоняться к согласию на открытие американской военной базы. Однако мне непонятно: на что рассчитывает Ислам Каримов? У нас уже была ситуация, когда в 1999 году Узбекистан покидал ОДКБ и американская военная база появлялась в Ханабаде. Чем закончилось? Попыткой «цветной революции» с радикальными исламистами во главе. Только жесткие меры в виде андижанского расстрела спасли Каримова, да и, возможно, всю страну от гибели. Затем Ташкенту пришлось покидать антироссийский ГУУАМ, прикрывать Ханабад, выгонять всякие там фонды Сороса и возвращаться в ОДКБ. Неужели узбекские элиты верят в то, что с тех пор что-то поменялось? Абсолютно ничего не изменилось! Вернутся американцы в Ханабад, опутает узбекские города сеть западных неправительственных организаций – все пойдет, как было. Получит господин Каримов свой Тахрир.
#{ussr}Если я правильно помню историю, от России в виде Российской Империи и Советского Союза Узбекистан видел строительство городов, заводов, дорог, аэропортов, расцвет национальной идентичности и, самое главное, защиту от всевозможных угроз. Почему-то сейчас с Узбекистаном часто случаются одинаковые эпизоды: местные политики забывают уроки истории, а напоминают им об этом всякие ужасы. Некогда, будучи напуганным гражданской войной в Таджикистане, узбекский политический класс выступил одним из инициаторов создания ОДКБ. После чего забыл проблемы своего региона. Затем снова вспомнил о ценности ОДКБ – чуть ранее пришлось пулями усмирять Андижан. Теперь наблюдается очередная фаза забвения. Интересно, какая жуть ее рассеет?
Думаю, ответ на мой вопрос способен оказаться вполне драматичным. Да, ОДКБ еще ни разу не показала себя в деле, но она заботится о коллективной безопасности в том регионе, где такая безопасность может оказаться вопросом выживания. Постепенный вывод американских войск из Афганистана приведет к усилению талибов. Они не будут сидеть молча. Стоит ли в силу упомянутых обстоятельств ждать экспорта терроризма в Центральную Азию? Однозначно да. Причем не без ведома Запада.
Веками именно Россия играла в Центральной Азии роль спасителя, защитника, инициатора проектов развития. А без нее что? Высоки риски кровопролитной войны «всех против всех». Нынешние проблемы использования территорий, водных ресурсов, существующие между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, грозят запустить столь деструктивный сценарий. Извне и внутри региона готовятся к бою исламисты. Сами государства тоже рискуют наделать массу исторических ошибок – ведь рядом нет сильного внешнего арбитра. Западному же блоку, как всегда, нужно цинично воспользоваться территорией ради реализации геополитических комбинаций большой игры, направленной против России. Если живущие внутри описанного расклада узбекские политические деятели считают разрыв с ОДКБ здравой идеей, то им можно только посочувствовать.
Специально для газеты ВЗГЛЯД