Поскольку моей программы не было в эфире с 19 декабря прошлого года до прошлого понедельника, то есть 23 января, произошли события, которые я бы обязательно затронул, но не имел возможности. Одно из них – это вручение премии журналистам в День печати, 13 января. Вручение это проходит в Кремле, вручал премии председатель правительства Владимир Путин. И премии давались только журналистам, работающим в печатных СМИ, по рекомендациям главных редакторов этих печатных СМИ.
Я в тот день находился в нескольких тысячах километров от Москвы, на острове Святого Варфоломея, и никак не мог приехать, хотя и был приглашен, но как гость, поскольку я все-таки работаю не в печатных СМИ. Поэтому я очень сильно удивился, когда вдруг узнал, что, оказывается, группа журналистов – видных журналистов – не приехала на это действо, что ли, из чувства протеста. И в этом списке называются фамилии, я часто называюсь первым. Это просто вранье. Я не знаю, кто автор этого вранья, но это вранье. Я не приехал, потому что я не мог ехать.
Теперь вопрос. А вот если бы я был в Москве, я принял бы это приглашение? Скорее всего, нет. Но не из-за чувства протеста. Дело вот в чем. Я того убеждения, что журналист по определению находится в некотором противостоянии с властью. Я подчеркиваю: с любой властью и в любой стране. Потому что какая главная задача журналиста? Указывать на проблемы, на недостатки, на ошибки, то есть это такой, скажем так, цепной пес, который лает и обращает внимание всех, прежде всего власти, на непорядки. Сама власть эти непорядки обычно не упоминает. Следовательно, журналист с властью имеет некоторые сложности.
И коль скоро так, возникает вопрос, должен ли журналист вообще принимать награды от власти, и неважно, по рекомендации своего главного редактора или без оной. Мне кажется, что не должен. Недаром ни в одной из известных мне стран, в которых журналистика достойна уважения, не существует ни Дня печати, ни правительственных наград для журналистов.
Что касается возможности встретиться с главой правительства, чтобы задать ему вопросы, это, конечно же, любой журналист сделает и захочет. Но это уже совсем другой вопрос.
Источник: Сайт Владимира Познера