Главная тема последних дней – обсуждение закона, запрещающего американцам усыновлять российских детей. Тема очень тяжелая для обсуждения, поскольку и сторонники, и противники закона предпочитают выплескивать эмоции вместо спокойного и аргументированного изучения вопроса. Это понятно и объяснимо – нормальный человек не может остаться равнодушным, когда ребенку плохо. К сожалению, чувствительность общества к проблемам детей становится удобным инструментом для манипулирования людьми. Не стал исключением и недавний закон.
Думаю, что подавляющее большинство этих людей далеки от желания как-то навредить России
Дима Яковлев, именем которого назван закон, погиб из-за невнимательности приёмного отца в 2008 году. Еще в 2004 году газета Chicago Tribune сообщила, что в Соединенных Штатах с 1996 года убиты по меньшей мере 12 детей, привезенных из России. Если наши депутаты столь пекутся о судьбах усыновленных сирот, что помешало им принять подобный закон в те далекие годы? Да и статистика смертей приемных детей в России куда печальнее, так что трудно поверить, что депутаты вдруг озаботились детскими судьбами. Тем более что законопроект увязывается с принятием американцами «Закона Магнитского» – как наш ответ на выпад со стороны США. Делать судьбы сирот разменной монетой в политической игре безнравственно, так что популярности России это не добавит.
С другой стороны, можно понять людей, высказывающих опасения относительно «зеленого коридора», устроенного для иностранных усыновителей. Нельзя отдавать детей в чужие руки по принципу «с глаз долой, из сердца вон». Приемные семьи ищутся для того, чтобы ребенку в них было лучше, чем в интернате, а не для того, чтобы новые родители морили сироту голодом или проламывали голову за какую-нибудь провинность. Случались в США такие печальные случаи. Оттого Россия должна иметь возможность проверять, как относятся к её гражданам иностранные усыновители – окружили любовью и заботой или разобрали на органы. Без подписания двустороннего соглашения об усыновлении между РФ и США подобный контроль невозможен, так что некоторые ограничения в отношении американских усыновителей вполне уместны. И, конечно, необходимо обратить внимание американских властей на столь мягкое законодательство в отношении недобросовестных родителей, принявших в свою семью маленького россиянина. Это общепринятая международная норма – закреплять отношения юридически. Давайте не забывать, что мы находимся в цивилизованном мире, а не на невольничьем рынке, где правила диктует покупатель живого товара.
Но за обсуждением юридических и нравственных сторон законопроекта давайте не забывать главное – тех самых маленьких сирот и инвалидов, с надеждой встречающих каждого взрослого, перешагивающего порог интерната. Это для того, чтобы облегчить их судьбу, должны писаться законы и трудиться чиновники. Это им должны помогать молодежные объединения, вместо того чтобы пикетировать американское посольство. Ради них должны работать некоммерческие организации, вместо того чтобы отрабатывать полученные из-за рубежа гранты. Цель не в том, чтобы ребенок умер на Родине, а в том, чтобы он счастливо жил. Пусть даже на чужбине, если не получилось найти ему приёмную семью в России.
Необходима электронная база данных о детях-сиротах, содержащихся в российских интернатах. Пусть эта информация будет доступна всем жителям нашей страны, пусть нашим гражданам предоставляется преимущественное право усыновления. Помочь в составлении такой базы данных могли бы общественные организации и волонтёры, государство могло бы предоставить материальные ресурсы для создания централизованной службы, помогающей детям и родителям найти друг друга. Шаги власти навстречу бизнесу, осуществляющему благотворительные программы помощи интернатам и детским домам, могли бы помочь сиротам куда больше, чем мнимая забота с помощью запретительных законов.
Вспоминая эту историю, я думаю, что если бы нынешний закон о запрете усыновлений в то время уже вступил бы в силу, то вместо трех счастливых людей на Земле было бы трое несчастных. За прошедшие годы американцы усыновили тысячи российских детей. Думаю, что подавляющее большинство этих людей далеки от желания как-то навредить России на международной арене и не имеют отношения к принятию «Закона Магнитского». Они просто счастливы, что в далекой стране нашелся ребенок, с которым можно поделиться душевным теплом, которого можно окружить заботой и вниманием. Мне кажется, российским депутатам стоит сосредоточиться не на том, как испортить жизнь американцам, а на том, как сделать жизнь наших граждан лучше. Такой, чтобы ребенок воспринимался не как обуза, а как источник счастья. Тогда и у нас с усыновлениями станет получше.
Специально для газеты ВЗГЛЯД