Невозможно представить себе человека, который в День учителя не мог бы вспомнить своих учителей и преподавателей. Учителя наравне с родителями – главные люди в судьбе каждого из нас. У всех, независимо от возраста, профессии, биографии и географии, даже независимо от удач и неудач, от достижений и поражений, есть свои любимые учителя.
Юзеры с гаджетами, смартфонами, планшетниками, в чатах и в скайпе – равноценная замена учителям и преподавателям?
Это они заметили наши особые способности в чём-то, они почувствовали наше предназначение и помогли осуществить наши мечты, замыслы и планы. О тех, у кого нет любимых учителей, могу сказать только то, что им очень не повезло.
Мы, загруженные неотложными задачами, давно закончившие школы и вузы, редко поздравляем наших наставников с Днём учителя, но помним всю жизнь. К сожалению, об учительском сословии власть вспоминает только к торжественным датам. И уж совсем странно, если не унизительно, звучит, когда образование относят к сфере услуг. Учащиеся превратились в потребителей, а учителя и преподаватели – в поставщиков услуг? Предвижу возражение «продвинутых» пользователей: не надо придираться к терминам. Отвечу поговоркой: как корабль назовут, так он и поплывёт.
Что происходит? Юзеры с гаджетами, смартфонами, планшетниками, в чатах и в скайпе – равноценная замена учителям и преподавателям? Или XXI век, эра информационных технологий, отменяет живое общение познающего и знающего? Мы хотим, чтобы из нашей жизни исчезли образы учителей, взволнованных своей великой миссией, открывающих перед юными существами мир, тайны и законы природы? Россия обойдётся без наставников, передающих своим подопечным истинное, доброе, вечное? Дистанционное обучение равноценно работе в аудитории?
Уверен, никакие технологии не заменят живого, глаза в глаза, интеллектуального сотрудничества, сотворчества учителя и ученика, студента и преподавателя. И дело не в «красоте процесса» и даже не в метафизике научения, а в «технологии» передачи и усвоении знания. Передачи и усвоения (разве не в этом смысл учёбы?), а не информирования.
Живое интеллектуальное взаимодействие осуществляется по трём каналам – слуховому, зрительному и тактильному. Совместная работа учителя и ученика, кроме того, окрашена эмоционально, то есть включается эмоциональная память.
Учитель воздействует на процесс познания всеми качествами Личности – интонацией, жестами, мимикой, всей своей духовной энергией. И воспринимает непроизнесённые, но витающие в аудитории вопросы и сомнения, сигналы непонимания учеников. Мгновенно корректирует изложение трудной мысли, сложного положения. «Живой урок» – это сложение мыследействий преподавателя и обучаемых. Каждый, кто изучал естественные науки, вспомнит, как талантливый педагог подводил учеников к пониманию сложных категорий. Какие аналогии, метафоры, сравнения, образы, картины, парадоксы преподаватель находил, чтобы сложное превратить в простое, непонятное – в понятное.
Задумав эту заметку, я на сайтах дистанционного обучения просмотрел несколько видеолекций по разным предметам. Что тут можно сказать? Прежде всего, такая форма обучения имеет право на существование. В то же время, думаю, что многие предметы в принципе невозможно понять и усвоить при такой методике познания. Это отнюдь не отменяет полезности использования самых современных методов в обучении, это означает лишь то, что дистанционное обучение имеет существенные ограничения и что для изучения многих научных понятий этот метод непригоден.
Как без прямого общения ученика и учителя понять, например, высказывание Нильса Бора: «Гипотеза явно безумная, как и положено быть всякой свежей идее». Или в таком изложении: достаточно ли идея безумна, чтобы быть ещё и правильной?
Неужели кто-то станет оспаривать очевидное? Государи и полководцы только собирают земли и народы в единое государство, но страну создают учителя. По значению Учительского сословия – честь и почёт. И безмерная благодарность зажигающим в учениках факел познания.
Специально для газеты ВЗГЛЯД