«Вы хотите стать министром образования?», «Кто спонсор ваших мероприятий?», «Вы хотите отправить своих детей учиться за границу?» – такие вопросы мне систематически задают с того момента, как я начала интересоваться российским образованием. Вы знаете, меня очень раздражает патернализм и позиция временщиков, которые зарабатывают здесь деньги, выводят их через офшоры, а детям дают европейское образование. Чтобы в случае чего их чада всегда могли свалить из страны. Ведь в России, как мы узнали из американской прессы за последнюю неделю, уже ничего хорошего никогда не произойдет.
В России, как мы узнали из американской прессы за последнюю неделю, уже ничего хорошего никогда не произойдет
Я все думаю, когда же свалят все несогласные и недовольные, которые, переваривая в самых дорогих московских ресторанах фуа-гра и блинчики с черной икрой, попутно выражают глубочайшее сожаление о сегодняшней политической ситуации в России. Они считают, что здесь уже никто ничему хорошему их детей не научит. Это лейтмотив любой заунывной песни в пределах Садового кольца. Как только я слышу эти причитания, я всегда предлагаю недовольным оторваться от стула и выехать за пределы «кольца всевластья», чтобы узнать свою страну получше. Многие из них предпочитают изучать Россию из Лондона, Монте-Карло, Парижа и других городов, где охотно принимают наших богатеев. Но при этом презрительно фыркают за их спиной и говорят, что русские олигархи в сто раз быстрее своих иностранных собратьев тратят деньги. Наивные иностранцы не понимают, что мы все предпочитаем делать быстрее. Мы быстрее богатеем (самый высокий процент в мире), мы быстрее всех побеждаем бедность. Мы даже женщин завоевываем быстрее всех, потому что не умеем ценить то, что у нас есть.
В России очень много центров. В этом я убедилась собственными глазами, побывав в разных регионах. Это касается всего: власти, экономики, образования. В России нет однозначности, а, следовательно, этой пресловутой предопределенности!
Если бы я была пессимисткой, я бы поставила крест на Кировской области, как только приземлилась в аэропорту Победилово. Ну как же? Нет duty free и современного терминала. Как жить? Зачем думать, что в этом регионе все только начинается, что воздушное сообщение со временем тоже наладится, – это же оголтелый патриотизм. Немодно. Приспособленчество и консьюмеризм чистой воды. «Лайки» за другое ставят.
Теперь о кировских дорогах. Признаюсь, не лучшие. Первая мысль: в России отвратительные дороги, все разворовывается на стадии проекта и, клянусь Навальным, никогда здесь дорог хороших не будет. Ведь, как известно, люки тут заделали ради приезда президента, а дороги так и не переделали.
Едем дальше. Да, природа, да, леса, но кто их у нас ценит? Леса как леса, природа как природа – чему тут радоваться? Радоваться можно только тогда, когда веришь. В первую очередь, в людей. Мое личное глубочайшее убеждение, что, если верить в хороших людей, то вокруг начинается созидание, а если веришь в плохих, то вокруг и будут только одни разрушения.
Да, я верю в хороших людей – созидателей, которые строят мир вокруг себя. И верю, что именно из таких маленьких миров должна состоять страна в целом.
В Кирове таких людей очень много. И в образовании в том числе. К сожалению, мне не удалось посетить много школ, но Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка произвела на меня глубокое впечатление.
Опять-таки, можно сказать, что эта школа – из демонстрационного набора губернатора, но даже пусть так. Гимназия есть, и она реально крутая. Чего стоит только ее история.
Построена она была в 1906 году по проекту талантливого русского архитектора Ивана Чарушина. Начала работать с 1908 года. Интересно, что отцы-основатели школы сами написали учебную программу, без оглядки на столицу. В царское время у этой школы была одна особенность: тогда это было одно из немногих учебных заведений, где было запрещено насилие над детьми. Их было запрещено пороть, что для тех лет – редкость. Между учителями и учениками установились уникальные доверительные отношения. Этот кодекс преподаватели волжской гимназии пронесли даже через Советский Союз. Здесь всегда все было по-особенному. Начиная с образовательного процесса, заканчивая отношениями учеников и учителей. Наверное, поэтому и хранили свою историю.
Директор школы Валерия Вологжанина показала мне альбом с выпускниками практически столетней давности. В этом альбоме собираются все выпуски с момента основания школы с последующими пометками о том, кто кем стал во взрослой жизни. В альбоме находятся и ее родные дедушка и бабушка, познакомившиеся в этой гимназии, и нынешний консул в Таиланде Тимур Девахин – выпускник Вятской гимназии. В гимназии учится 870 детей.
Так как школа имеет статус инновационной (таких школ – всего 16 по всей России), она имеет право выбирать программу и предметы. Федеральная учебная программа дает таким школам значительную часть вариативности. То есть они могут тратить часть из 36 бесплатных государственных часов по своему усмотрению. Например, в этой гимназии в обязательном порядке изучается второй язык с 6-го класса. С 8-го класса обязательный предмет – теория и практика перевода, что позволяет выпускникам после школы работать квалифицированными переводчиками или гидами.
В школе издают газету «На улице свободы» (раньше – «Long Live, Gymnasia»). Оцените размах. Также в школе есть своя Королевская академия наук. Каждый год она издает сборник «Вестник Королевской академии наук», куда включает лучшие исследовательские работы детей.
Меня поразила абсолютно европейская традиция, существующая в гимназии. Каждый год здесь выбирают Королеву гимназии – не только самую красивую, но еще и самую умную девушку. Она должна пройти ряд интеллектуальных испытаний. Королева царствует целый год, но реальной власти у нее нет. Зато учителя не имеют права ставить ей двойки. Первая королева Анна Владимирова живет в Канаде; вторая, Наташа Докучаева, работает в Банке Москвы; третья королева, Марианна Белоусова, работает в Госдуме РФ. Все три закончили МГИМO и, судя по достижениям, не перестали быть королевами.
В школе есть особая Парламентская комната с королевским гербом Великобритании в центре и скамьями вдоль стен. Тут заседают Палата лордов и Палата общин, принимаются главные решения в жизни школы. Занятия по английскому чаще всего проходят именно здесь, дети любят учиться в аутентичной среде.
Надеюсь, вы не забыли, что я рассказываю о Кирове. И не надо мне в комментах писать, что такая школа здесь одна. Я вам отвечу: таких людей в Кирове много. Энтузиасты – очень подходящее слово. В особенности по отношению к человеку, выбравшему профессию учителя. Без энтузиазма тут никак. Но я все время хотела провоцировать, найти слабые места, которые перед моим приходом, возможно, тщательно закрасили.
Я спросила у директора гимназии Валерии: «Хорошо ли, что вы готовите выпускников для Москвы и Питера, которые не вернутся в Вятку?» Она подумала и ответила: «Если провинциальная гимназия готовит выпускников, которые без проблем поступают в элитные столичные вузы (в МГИМО уже несколько лет существует вятская диаспора), то это, прежде всего, почетно, это – качество. Очень многие наши выпускники стремятся на дипломатическую службу. Разве это плохо? Но, когда они приезжают в Киров, что характерно, они обязательно приходят к нам школу. Это дороже, чем любые баллы и нормативные оценки нашей работы». При этом не могу по-женски не заметить, что вид этой хрупкой блондинки ничуть не лишал достоверности все, что она мне охотно рассказывала. Конечно, региональным стилем считается желание припудрить перед столичными гостями лучшее и выдавать за действительное. Но если человек способен видеть дальше своего носа, то контуры происходящих вокруг изменений становятся все отчетливее. Валерия Вологжанина из моего поколения. Молода, амбициозна, гордится своим местом работы и явно не собирается никуда переезжать. Уровень ее компетенции свидетельствует о том, что она легко может превратиться и в столичного специалиста, но она принципиально выбирает Киров. И ей важно работать в школе, где учились ее бабушка и дедушка, мама и папа, где теперь она, третье поколение, работает директором.
В регионах люди гораздо чаще гордятся своей родиной
Знаете, что еще стала замечать. В регионах люди гораздо чаще гордятся своей родиной. Я встречалась и с кировскими учителями, и со студентами, вопросов у всех много. Но все настроены на то, чтобы вопросы эти решать. Когда разговор зашел о стандартах, узнала интересную вещь. Если школа в целом против стандарта (русский язык в школе – 2 часа в неделю, а физкультура – 3 часа), то при наличии федерального компонента, устанавливающего только 70% школьной программы, есть еще региональный (15%) и школьный (15%). Таким образом, у школы всегда есть возможность добрать количество часов по тем предметам, которые они сами сочтут нужными. В продолжение этого разговора заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких говорил о том, что в последние годы наблюдается колоссальный рост бюрократизации, с которым приходится бороться. Но в Кирове люди помнят о том, что здесь всегда учились по своей собственной программе, без оглядки на центр. Отсюда вывод. Если люди хотят созидать, то они это будут делать всеми доступными им способами. А если они только выражают недовольство, но ничего не хотят делать, значит, они просто не созидатели. Они разрушители, которые всегда будут видеть вокруг исключительно плохое.
Источник: блог Тины Канделаки