Мнения

Александр Разуваев
независимый фондовый аналитик

«Жизнь гражданина России»

22 сентября 2011, 11:43

Фото: из личного архива

Ситуация с безопасностью авиаперевозок стала наиболее горячей темой текущего года. В последней катастрофе Як-42 погибли хоккеисты ярославского «Локомотива». После нее президент России Дмитрий Медведев заявил, что приоритетом должны быть не интересы российских производителей авиационной техники, а безопасность пассажиров. Дмитрий Медведев также потребовал сократить число российских авиакомпаний в самые короткие сроки.

Жизнь гражданина США эквивалентна двум миллионам долларов. Почему жизнь гражданина России должна стоить дешевле?

Ситуация в авиационном секторе является прямым следствием политики властей в 90-е годы. Тогда даже в официальных интервью российские реформаторы открыто заявляли, что нам собственная авиация не нужна. А злые языки говорили, что это было требование американцев по предоставлению стабилизационных кредитов. Это неудивительно, в конце 1980-х годов четверть гражданских самолетов и 40% военных самолетов мира производились в Советском Союзе. Так или иначе, хорошо известно, что МВФ и американские советники сильно влияли на принятие ключевых экономических решений в ельцинское время. Наверное, единственное, что у них не получилось – это раздробить Газпром. Впрочем, из газового холдинга в 90-е были выведены значительные активы, и новому менеджменту в начале нулевых с большим трудом удалось вернуть их назад.

Сейчас в составе российской гражданской авиации находятся 1523 самолета, из них иностранного производства 479. В буржуазной России национальный авиапром поставил авиакомпаниям лишь 52 новых самолета, из них 20 были поставлены за последние три года. В буржуазной России было введено в эксплуатацию всего три новых самолета SSJ-100 в текущем году и два российско-украинских Ан-148. С качеством пилотов ситуация не лучше, из 15 авиапроисшествий лета этого года 11 случились по вине летчиков. Сегодня в России насчитывается 137 авиакомпаний, по итогам прошлого года они перевезли 57 млн пассажиров, данная цифра соответствует уровню 1991 года.

При этом с 2000 года число авиакомпаний уменьшилось с 296 до 134 перевозчиков. По итогам первого полугодия текущего года Аэрофлот, Трансаэро и ЮТэйр контролируют 52% рынка. Отраслевые аналитики ведущих российских финансовых домов полагают, что их доля на рынке к 2013 году, после поглощения Аэрофлотом компании Росавиа, увеличится до 75%. Конъюнктуру в секторе в целом можно назвать положительной. Рост доходов россиян в реальном выражении, т. е. с учетом инфляции, и стабильность рубля к основным мировым валютам обеспечивают дополнительный спрос на авиационные перевозки. По сравнению с прошлым годом за 7 месяцев 2011 года пассажирооборот увеличился на 11,7%, участники фондового рынка ориентируются на рост пассажирооборота в ближайшие годы в размере 8%. Считается, что с точки зрения финансов компаний рост бизнеса перевесит рост цен на топливо.

В текущем году Аэрофлот, Трансаэро и ЮТэйр увеличат свои мощности на 17,6%, 34,3% и 35,9% соответственно. Лидеры сектора активно заменяют дорогие в эксплуатации самолеты новыми Airbus и Boeing. Иностранная авиатехника требует меньших операционных издержек. Основной риск для финансового положения компаний заключается в стоимости фондирования, т. к. все новые машины приобретаются в лизинг.

Решение убрать мелких игроков с рынка для укрепления позиций ведущих компаний, конечно, очень правильная мера, которую следовало ввести давно. Мелкая компания в большинстве случаев не может обеспечить не только закупку новой техники, но и элементарную безопасность полетов. Но это только полумера.

Конечно, жизнь человека бесценна для его родственников, друзей и близких. Но для нас, биржевиков, все имеет монетарный эквивалент, мы циники, но патриоты своей страны. В нашей среде хорошо известно, что жизнь гражданина США эквивалентна двум миллионам долларов. Почему жизнь гражданина России должна стоить дешевле?! Именно эту сумму должны выплачивать родственникам жертв авиакатастроф. Только платить должно не государство, не налогоплательщики. Платить должны частные компании и/или их основные акционеры. А то у нас, как всегда, получается приватизация прибылей и национализация убытков. Хочешь заниматься бизнесом бери на себя все риски, обеспечивай безопасность полетов, и в случае трагедии плати адекватные компенсации. Не можешь заниматься цивилизованным бизнесом, можешь только высасывать последние соки из старой советской авиационной техники, наплевав на жизнь соотечественников – уходи с рынка. Другие будут заниматься бизнесом вместо тебя.  

Нужны ли отставки профильных министров после громких катастроф или происшествий?




Проголосовать
Есть и еще один очень важный момент, пока основным акционером Аэрофлота остается государство в лице Росимущества 51,17%, по оценкам отраслевых фондовых аналитиков, доля Аэрофлота на рынке должна возрасти до 43% к 2013 году. При этом транспорт, особенно в такой большой стране, как Россия, является стратегической отраслью, обеспечивающей нормальное функционирование государства. Без импортной техники, конечно, не обойтись, но государство по возможности должно обеспечивать поддержку национальной авиастроительной промышленности. Вместе с тем, экономическая безопасность страны и промышленная политика может снова оказаться под угрозой.

Как известно, летом были объявлены масштабные планы приватизации, под которые попадает и Аэрофлот, при этом компанию собираются продать полностью (!). Пока ситуация на мировых фондовых площадках не дает властям осуществить свои планы. Из фишек к приватизации сейчас вообще обсуждаются только Сбер и ВТБ. Однако рано или поздно конъюнктура изменится, и Аэрофлот вместе с Зарубежнефтью, АЛРОСой и Русгидро будет выставлен к полной продаже. Рецидив 90-х может снова стоить России очень дорого.

Естественно, государство может и, наверное, должно снизить свою долю до 50% + 1 акция. Рост количества акций в свободном обращении сделает бумагу более привлекательной для инвесторов. При этом, говоря об акциях Аэрофлота в перспективе 23 лет, мое мнение – я бы купил. Рано или поздно кризис закончится, и российская экономика начнет выигрывать от возобновления мирового экономического роста. В выигрыше будут, прежде всего, национальные чемпионы своих секторов. Положительные перспективы компании были описаны выше. Сейчас одна акция компании торгуется на ММВБ примерно по 57 руб, при этом отраслевые инвестиционные аналитики ориентируются на справедливую цену примерно в 90 руб.

Однако снижение странового риска, хорошая макроэкономика и финансовые результаты компании могут привести к повышению справедливой оценки. Так уже было все нулевые годы. Для того, чтобы сказка стала былью, должен просто закончиться кризис. Российская экономика является экспортноориентированной и сильно зависит от мирового экономического роста и спроса. При этом рано или поздно это произойдет. Конечно, покупка бумаг сейчас может быть связана с болезненными временными убытками. Но в итоге данная инвестиция окажется прибыльной.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?