Это была первая прямая линия, так явно обращенная вовне: значительная часть вопросов касалась Украины и внешней политики. Внутренние проблемы были затронуты по отраслям и регионам: проблемы есть в здравоохранении, не очень все хорошо в Ингушетии, за туристов тревожится Сочи, а Дальний Восток переживает из-за паводка.
Отдельно и несколько раз Путин вступился за военных в Крыму, легитимизировав там их присутствие. Да, наши. Этого признания все мы ждали очень долго, и спасибо Владимиру Баранцу, ответившего за наших военных.
Еще год назад прямая линия была суммой самых разнообразных просьб – от починки водопровода до снижения цен. Теперь просят объяснить, что вообще будет дальше.
Путин выступил в этот раз не столько как президент, сколько как лидер Русского мира, границы которого простираются сколь угодно широко. Стоит отметить, что и либералам дали в этот раз слово и даже – под занавес – «Дождь» помиловали.
Новая политика – нам нужны все и всякие, пусть и вчерашние враги, если раскаявшиеся, пусть и давние партнеры, запутавшиеся в собственных обязательствах, пусть и геополитические противники. Лишних нет – не вчера придуманная универсальная формула – оказывается теперь снова работающей.
«Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Это – Федор Михайлович Достоевский, «Пушкинская речь», 1880 год.