Как пишет «Коммерсант», по итогам семи месяцев года Южная Корея импортировала 12,8 млн тонн российского угля, что на 3% меньше аналогичного периода прошлого года. Япония импортировала 8,4 млн тонн угля, что на 25% меньше, чем год назад. Тайвань снизил закупки на 33,3%, до 4,4 млн тонн.
До начала спецоперации на Украине, санкций и отказа от закупок российских энергоресурсов эти страны относились к числу наиболее перспективных рынков для российских угольных компаний. Стратегия развития угольной отрасли России предполагала даже в консервативном варианте увеличение поставок в Восточную Азию с 84 млн тонн в 2018 году до 123 млн тонн к 2035 году. Наибольший прирост поставок возможен в КНР, Индию, Японию, Южную Корею и Вьетнам, говорилось в стратегии.
Япония в апреле заявила, что намерена постепенно снижать импорт угля из России, а затем полностью запретить его. На долю России приходилось 11% от общего объема импорта угля в Японию в 2021 году. Японская энергетическая компания Kyushu Electric Power, которая закупала в России 7% угля, уже объявила об отказе от закупок. Южная Корея, у которой в 2021 году на российский уголь приходилось три четверти общего импорта угля, планирует в 1,5 раза увеличить поставки из Австралии, чтобы снизить зависимость от России. По данным агентства «Ренхап», в первом квартале 2022 года на долю российского угля пришлось около 62% от общего объема импорта угля в Южную Корею, а на долю угля из Австралии – 38%. Тайваньская государственная энергетическая компания Taipower провела последний платеж за российский уголь и не намерена заключать новых соглашений.
Потеря этих азиатских рынков усугубляет эффект европейского эмбарго на российский уголь. Из-за него России предстоит перенаправить на другие рынки 63 млн тонн из 172 млн тонн всего угольного экспорта. Перспективными с этой точки зрения являются Китай и Индия.
Напомним, с 1 августа вступил в силу полный запрет на поставки российского угля в Евросоюз, введенный в рамках пятого пакета санкций ЕС, сообщают информационные агентства.