«Мы впервые систематически изучили, обладают ли дети ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и работников станции повышенным числом новых мутаций, которые они унаследовали от половых клеток их родителей. Мы не нашли никаких признаков того, что их число было необычно высоким вне зависимости от того, какую дозу радиации поглотили половые клетки их отцов и матерей», – пишут исследователи, передает ТАСС.
Группа российских и зарубежных ученых под руководством Стивена Чанока, директора подразделения Национального института изучения рака в Бетесде (США), провела одно из первых исследований, направленных на изучение того, как радиация повлияла на здоровье не самих ликвидаторов, а их детей, зачатых уже после аварии на ЧАЭС.
Ученых давно интересует то, как изменилось число мутаций в половых клетках ликвидаторов после того, как их организмы поглотили большие дозы ионизирующего излучения во время работы на территории ЧАЭС. Чанок и его коллеги получили ответ на этот вопрос, расшифровав и изучив геномы 130 потомков ликвидаторов, а также их родителей.
В процессе этого анализа ученые выделили наборы уникальных мутаций, характерных только для потомков ликвидаторов, и сравнили их число с тем, как часто подобные «опечатки» в ДНК возникают в геномах людей, чьи родители не подвергались действию больших доз радиации. При этом, как отмечают исследователи, они учитывали и другие источники мутаций, в том числе курение и алкоголизм.
Как оказалось, даже очень большие дозы радиации, превышавшие 1 Грэй, фактически никак не повлияли на типичное число новых мутаций в геномах потомков ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. В среднем в их ДНК присутствовало около 60-70 мелких изменений вне зависимости от дозы радиации и пола родителя.
Подобные результаты исследования, по мнению Чанока и его коллег, говорят в пользу того, что ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС удалось избежать появления самых долгоиграющих последствий облучения, которые могли бы передаваться из поколения в поколение.
Авария на Чернобыльской АЭС, расположенной в Киевской области Украины, произошла 26 апреля 1986 года. Взорвался реактор, что привело к крупнейшей катастрофе в истории атомной энергетики. Радиоактивное загрязнение распространилось на площади до 200 тыс. кв. км. Были загрязнены территории Украины, Белоруссии, европейской части России и Молдавии.
В ликвидации последствий аварии участвовали более 600 тыс. человек. Около 600 человек из числа персонала станции и пожарных получили высокие дозы облучения, 28 из них умерли в течение года после катастрофы. Последующие десятилетия за здоровьем ликвидаторов постоянно следят медики и ученые, изучающие долгосрочные последствия облучения высокими дозами радиации.