«Конечно, из Гданьска ближе до Москвы, чем до Вашингтона. Есть определенные вещи, определенные виды сотрудничества, которые будут здесь более выгодны, чем на Западе. Я так считаю и буду считать, буду стремиться к тому, чтобы мы теснее сотрудничали, потому что это может повысить благосостояние наших народов. Мы должны договориться, дать себе свободу и хорошо сотрудничать. Сейчас этого не хватает», – сказал он в интервью ТАСС.
Валенса отметил, что крайне недоволен нынешним уровнем отношений между Польшей и Россией. «У нас плохие политики. Мы не используем шанс. А таких шансов много. Не хотят уступить ни одни, ни другие, и из-за этого потери. Нужно это исправить. Если бы у меня были возможности, то я попытался бы исправить», – добавил политик.
По его мнению, следует отделить обсуждение вопросов прошлого от нынешних возможностей для взаимовыгодного сотрудничества. Он отметил, что «когда двое дерутся, третий этим пользуется».
«Нашими ссорами пользуются другие. Поэтому я искал бы выгодных для обеих сторон договоренностей во всех сферах жизни», – указал он.
Также Валенса заявил, что распад СССР стал шансом на обновление, развитие и движение вперед. По его словам, распад Советского Союза был шансом избавиться от «ненужного», шансом на свободу, «строительство чего-то на новых началах, в том числе и для республик».
«Весь этот уклад, разделение на два блока, на две системы развалился. Развалился потому, что технология, которую мы создали, требовала ликвидации всех барьеров. А такое разделение мешало развитию мира, поэтому его нужно было завершить. Проблемой было, как это сделать без больших потерь. Нам это почти удалось», – сказал он.
Ранее премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий по итогам встречи с британским премьером Борисом Джонсоном высказал мнение о возможности введения санкций против России из-за проблемы с мигрантами на границе с Белоруссией, ситуации в Молдавии и конфликта на Украине, а также энергетического кризиса в Европе и подорожания квот на выбросы парникового газа.
Накануне президент Польши Анджей Дуда предложил генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу повысить готовность сил альянса на восточном фланге.