«Есть несколько причин, почему митинги на Дальнем Востоке оказались немногочисленными, – сказал сотрудник Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Александр Рудаков. – В первую очередь речь идет о разочаровании участников несанкционированных митингов. Многие приходили туда в ожидании политического праздника. Но вместо этого они увидели гнетущую, конфликтную и агрессивную атмосферу».
По мнению эксперта, разочарование коснулось тех людей, которые не являются политически ангажированными и решили выйти на акции по причинам социально-психологического характера. «Этот процесс идет по всему миру – и в Европе, и в США. Он во многом связан с ограничениями на фоне пандемии. Люди искали форму психологической разрядки, но получили своего рода «тухляк». Праздника не получилось», – отмечает собеседник.
«Вторая причина заключается в том, что люди прекрасно видят, когда ими манипулируют. Поэтому нежелание оказаться объектом манипуляции снизило количество участников акций, судя по цифрам, в 10-20 раз», – считает Рудаков.
Политолог также обратил внимание на тот факт, что в Хабаровске акции в поддержку блогера Алексея Навального по своей численности значительно уступают митингам в поддержку бывшего губернатора региона Сергея Фургала. «Летние акции протеста были тесно связаны с региональной повесткой. А повестка, которую предлагает Навальный, не находит отклика у местных жителей, – добавил экспет. – Для большинства жителей региона сторонники Навального – это те силы, которые работают на Запад и на геополитических оппонентов России. Это позиция, которая не находит отклик в той среде, которая является патриотически мотивированной. Те люди, которые выходили на акции летом, говорили, что они являются сторонниками и политического курса президента, и политической позиции страны. Там была чисто региональная повестка. Сегодня же речь идет о вызове национальным интересам, поэтому люди не соотносят себя с установками Навального».
В свою очередь президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев заявил: «Если уж даже в Хабаровске такой минимум, ясно, что за самого Навального выходит совсем мало. А прошлые беспорядки – следствие их провокации про «дворец».
В воскресенье газета ВЗГЛЯД сообщала, что незаконные акции в Сибири и на Дальнем Востоке оказались малочисленными. «Пока результаты акций доморощенных революционеров не впечатляют», – отметил в своем Telegram-канале директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его словам, «отсутствие внятного целеполагания всегда приводит к уходу пара в свисток».
В то же время директор Института новейших государств Алексей Мартынов обратил внимание на тот факт, что в ряде городов Сибири и Дальнего Востока на незаконные митинги собралось «журналистов больше, чем участников».
При этом председатель Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов считает, что «стратегически оппозиции нужен протест в Москве и Питере». «Это видно по манипуляции и указаниям из Германии. Остальные региональные акции – лишь фон», – отмечает Кабанов, указывая на действия Леонида Волкова – соратника Навального, который находится в розыске и скрывается в Германии, руководя оттуда протестными акциями через соцсети.
Ранее официальный представитель ведомства Ирина Волк заявила, что МВД России призывает граждан воздержаться от участия в несогласованных акциях 31 января, отметив, что целью провокаторов является инициирование столкновений участников с представителями полиции. МВД России и Генпрокуратура неоднократно предупреждали об ответственности как организаторов, так и рядовых участников несогласованных акций. Параллельно Генпрокуратура потребовала заблокировать распространяемые в Сети призывы приходить на такие мероприятия, что само по себе запрещено законом.
Напомним, после несанкционированных акций 23 января следователи возбудили 21 уголовное дело. Выходить на незаконные акции людей призывали сторонники Алексея Навального.