СПГ-танкер «Николай Евгенов», осуществляющий сверхранний рейс с грузом «Новатэка» в Азию через восточный сектор Севморпути, столкнулся с проблемами. Начиная с 16 января судно заметно снизило скорость движения, которая порой падала до трех узлов. Как утверждают источники «Коммерсанта», это связано с отказом одного из трех азиподов (двигательных установок). Тем не менее, согласно данным marinetraffic, судно продолжило движение во льдах самостоятельно и уже практически завершило проход СМП – по состоянию на вечер 18 января танкер входил в Берингов пролив. Срок прибытия в конечную точку маршрута – китайский порт Цзинтан (Таншань) – 28 января. Снижение скорости, скорее всего, приведет к задержке с отгрузкой и штрафам.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что сейчас танкер уже завершает выход из Севморпути со скоростью семь узлов. У судна возникли проблемы с центральным азиподом, скорее всего, по программной части. Он сомневается, что танкер придется ставить в док – наиболее вероятно, для устранения проблемы потребуется сервисный инженер. Еще один источник утверждает, что вопрос о необходимости докования еще не решен – если все-таки потребуется замена азипода, обычно она занимает около месяца.
Навигация в восточном секторе СМП обычно длится с июля по декабрь, но «Новатэк» пытается расширить ее сроки. Так, в прошлом году компания впервые начала отправлять танкеры на восток в сопровождении ледоколов со второй половины мая. Теперь «Новатэк» решил отправить два пробных груза по этому маршруту без сопровождения ледокола: 5 января из Сабетты на Ямале вышел танкер «Кристоф де Маржери», а вслед за ним 6-го числа – «Николай Евгенов». При этом «Новатэк» запланировал еще несколько рейсов на восток этой зимой, но уже в сопровождении ледоколов. Поставки в Азию сейчас очень выгодны, поскольку холодная зима подняла спотовые цены на СПГ в этом регионе выше 1 тыс. долларов за тыс. кубометров, что втрое выше, чем в Европе.
«Кристоф де Маржери» (принадлежит «Совкомфлоту») преодолел Севморпуть без происшествий за 11 суток при средней скорости 9,6 узла. Как сообщила компания 18 января, с разницей в сутки аналогичный переход по СМП выполнил еще один газовоз этой серии (речь идет о «Николае Евгенове»), который использовал данные «Кристофа де Маржери» и канал, проложенный им в ледовых полях, что дало возможность отработать тактику взаимодействия двух газовозов арктического ледового класса при самостоятельном плавании в ледовых условиях. В релизе «Новатэка», выпущенном 18 января, лишь отмечается, что «Николай Евгенов» завершает самостоятельный переход по СМП.