Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что первая волна очередных экономических санкций США против России не так болезненна, как на это надеются в Вашингтоне. Причина в низком товарообороте между двумя странами. Он несоизмерим ни с китайским, ни с европейским товарооборотом. Кроме того, ряд сегментов экономического сотрудничества России и США выведены из-под санкций самими американцами, например, двигателестроение.
«Вопрос в том, как трактуется субъективное понятие двойной технологии. Ранее тоже были ограничения на работу с российскими компаниями, но компании запрашивали отдельное разрешение на взаимодействие. Вопрос в том, насколько жестко это будет действовать», – сказал Абзалов.
Например, Россия поставляет в США продукты сельского хозяйства, которые, как и целый ряд других сегментов торговли, не попадают под санкции. По мнению эксперта, США прежде всего рассчитывали на информационный эффект, и он сработал – произошло ослабление рубля, разбежалась часть иностранных инвесторов.
По его словам, Вашингтону невыгодно идти на полноценное обострение отношений с Москвой, так как такие действия нивелируют итоги саммита в Хельсинки и после этого Россия просто перестанет договариваться с США. «Идея саммита в Хельсинки заключалась в том, чтобы стабилизировать отношения, а в результате неэффективности действий самого Трампа происходит усиленное давление и фактически более интенсивное возобновление санкций, как по линии Конгресса США, так и администрации и Госдепа. Поэтому речь будет идти, скорее всего, о симулировании жесткой позиции», – пояснил он.
Однако вторая волна санкций, которые могут быть введены через несколько месяцев, может оказаться достаточно болезненной. Таким будет удар по рейсам «Аэрофлота» в США. К этому же относится возможное понижение статуса дипломатических отношений. Он напомнил, что сейчас у России есть посольство в Вашингтоне, а также консульства в Нью-Йорке и Хьюстоне. Ранее консульства в Сиэтле и Сан-Франциско были закрыты. У США в России, кроме посольства в Москве, остаются консульства в Екатеринбурге и Владивостоке. Закрытие США российских консульств вынудит Москву на ответные меры. И в отличие от закрытия консульства США в Санкт-Петербурге, аналогичные решения в отношении Екатеринбурга и Владивостока будут для США более болезненными. Потому что перелет из двух этих городов в Москву может оказаться для многих затратным и люди просто откажутся от подобной идеи, что «серьезно снижает возможности для делового взаимодействия».
Для России также неприемлемы сами условия Госдепа, который обещает не вводить вторую волну санкций в случае предоставления Москвой гарантий по неиспользованию химоружия в будущем. «Это фактически признание того, что оно применялось в Солсбери. Москва никогда не сделает этого, потому что нет доказательной базы. Теперь любое действие без решения СБ ООН или даже ОЗХО может приводить к введению односторонних санкций в отношении всех игроков», – предупредил эксперт.
Впрочем, такая жесткая секционная политика может привести к непредсказуемым последствиям для самого Вашингтона, который, помимо Москвы, вводит санкции в отношении Ирана и Кубы, развязывает торговые войны с Китаем, препирается с Канадой, Мексикой и другими странами, частично с Евросоюзом.
«Воевать со всеми – это очень большой риск. В одностороннем порядке Вашингтон может надавить на целый ряд стран, которые могут начать более серьезно отстраивать свой финансовый сегмент, отходя от долларовой модели. Например, Иран уже фактически перешел в расчетах на евро, а ЕС начал защищаться законами, которые не работали с 1999 года. Китай начинает формировать свою новую финансовую модель. Россия начала вводить свою платежную систему, создала свои расчетные центры, чего не предвиделось, если бы не было санкционного давления. Перегибая палку, Вашингтон толкает целый ряд мировых игроков к более автономной и системной работе по выстраиванию финансовой защиты», – констатирует он.
В итоге все это приведет к тому, что начнется форсированное создание новых финансовых институтов вне долларовой системы, влиять на которые Вашингтон не сможет. Если в будущем мировые финансовые расчеты все чаще будут производиться в национальных валютах, а не в долларах, то американский внешний долг перестанет обслуживаться внешними игроками. Таким образом, американцы сами подрывают свои основы доминирования.
«Санкционная составляющая, особенно иррациональная и непоследовательная, может быть выигрышем в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной – это серьезное снижение возможностей Вашингтона по контролю экономического контура», – подытожил Дмитрий Абзалов.
Кроме того, в США больше нет единого центра принятия санкций, сейчас их вводят Конгресс США, Госдеп и другие министерства. Поэтому в таких условиях договариваться с Вашингтоном не имеет смысла, если санкции педалирует тот или иной источник.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, новые санкции США в отношении России распространяются на «все государственные компании или компании, которыми владеет или финансирует государство». «Я не уверен по конкретным цифрам, но это 70–80% от их (России) экономики и 40% от их рабочей силы», – заявил представитель Госдепа США.
США считают, что Россию потенциально ждет «серьезный удар» по торговле – «на сотни миллионов долларов».
Напомним, санкции, которые состоят из двух этапов, вводятся против России в связи с «делом Скрипалей».