В послании Бренде сообщил, что высоко ценит партнерство между Москвой и Осло в области радиационной безопасности и в особенности сотрудничество между Росатомом и Норвежским агентством по ядерной и радиационной безопасности.
«Хорошим примером добрососедского сотрудничества стал наш конструктивный диалог относительно транспортировки судна «Академик Ломоносов». Мы признательны за то, что Росатом принял во внимание норвежские озабоченности», - говорится в письме министра, передает РИА «Новости».
В департаменте коммуникаций Росатома оставили письмо Бренде без комментариев, одновременно отметив, что все решения по строительству и транспортировке плавучего атомного энергоблока «были и останутся максимально публичными».
«Мы уверены в безопасности технологий и работ, проводимых на ПАТЭС, и стараемся максимально открыто информировать наших партнеров в странах Балтийского региона о планах реализации проекта, а все решения принимаются с учетом их интересов», - сообщили в Росатоме.
Напомним, в июле Лихачев сообщил, что из-за инновационности проекта плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) появились разногласия с применением к проекту разработанных в свое время положений морского права.
«Морское право «не успело» за нашими разработками, в нем отсутствует понятие «несамоходного плавучего ядерного объекта». Поэтому многие вопросы, которые задают нам наши соседи и партнеры по Балтийскому региону, юридически не могут быть решены», - сообщил тогда Лихачев.
Рассчитывая избежать двойной трактовки правовых норм, Росатом решил загрузить топливо как можно ближе к объекту потребления. В результате загрузка произойдет на базе Росатомфлота в Мурманске после окончания строительства энергоблока. Таким образом, Росатом пошел навстречу пожеланиям стран Балто-Скандинавского региона и согласился провести транспортировку плавучего энергоблока по Балтике без ядерного топлива.
Согласно расчетам Росатома, загрузка ядерного топлива в реактор будет проведена в октябре 2018 года, а на ноябрь будущего года намечен его физический пуск.
Плавучий энергоблок станет частью плавучей атомной теплоэлектростанции, предназначенной для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, в том числе, для обеспечения надежного энергоснабжения Чукотки. Энергоблок строится на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Заказчик строительства концерн «Росэнергоатом» (электроэнергетический дивизион «Росатома») планирует ввести его в эксплуатацию в порту Певек на Чукотке в декабре 2019 года.
В основу проекта положены проверенные в течение нескольких десятилетий технологии ледокольных ядерных реакторов. На энергоблоке установлены две реакторные установки КЛТ-40С мощностью по 35 МВт. Проект ПАТЭС разработан в соответствии с требованиями МАГАТЭ по безопасности, и с большим запасом прочности, который, по мнению специалистов, делает реакторы плавучего энергоблока неуязвимыми для цунами и других природных катаклизмов.