Восемь судов отправились из портов Владивостока и Находки, зарегистрировав Китай или Южную Корею в качестве места назначения в Информационной системе государственного контроля порта, передает Reuters.
После ухода из России они меняли пункт назначения на северокорейские порты Кимчак, Чжунцзинь, Хуннам или Наджин. Ни одно судно не пошло в Китай, большинство из них затем вернулось в Россию.
На борту всех танкеров находилось дизельное топливо, утверждается со ссылкой на источник в компании, обслуживающей суда во Владивостоке. Их грузоподъемность варьировалась от 500 тонн до 2 тыс. тонн.
Указывается, что одним из таких судов было «Ма Ду Сан», принадлежащее северокорейской компании «Койгун». Оно загрузило 545 тонн топлива на владивостокском терминале «Первая речка», принадлежащем российской Независимой нефтегазовой компании. Агентство сообщает, что груз для «Ма Ду Сан» был поставлен с Хабаровского НПЗ.
Корабль вышел из порта 20 мая. В документах, поданных в российскую Информационную систему государственного портового контроля, портами назначения указывались китайский Чжаньцзян и Пусан в Южной Корее.
После выхода из Владивостока судно пропало из виду. Как отмечает агентство со ссылкой на американских чиновников, северокорейские суда периодически выключают свои транспондеры, так что спутники не могут их отслеживать.
Официальные лица в США говорят, что смена места назначения в середине рейса является отличительной чертой северокорейской тактики по обходу международных торговых санкций, введенных для противодействия ядерной программе Пхеньяна.
Кроме изменения курса для поставок топлива в КНДР задействуется сложная цепочка подставных фирм, в том числе множества оффшорных компаний, отмечается в сообщении.
Ранее о якобы поставке нефти и других ресурсов в КНДР из России писали другие американские СМИ.
В сентябре Совет Безопасности ООН утвердил пакет новых экономических санкций против КНДР в ответ на очередное испытание ядерного оружия.