По данным «Лайфа», который ссылается на источники в Роструде, Роспотребнадзоре и судах, большая часть критики от блогеров в адрес Тинькова и его банка может быть справедливой.
«Тинькофф» ущемляет права клиентов, за что получает штрафы. Сотрудников банка лишают трудовых прав, а когда госорганы пытаются привлечь руководство к ответу, банк им всячески препятствует, сообщает «Лайф».
Претензии к банку имеет и Роспотребнадзор. По данным «Лайфа» сразу два отделения этого ведомства запретили Тинькофф-банку брать комиссию за снятие наличных с кредитки. Челябинские и омские специалисты указали, что условия договоров, которые разрешают банку брать 2,9% плюс 290 рублей за каждое снятие налички, незаконны и ущемляют права потребителей.
«Выдача наличных по кредиту не считается самостоятельной услугой банка, а является неотъемлемой частью исполнения банком обязательств по кредитному договору. Более того, закон «О банках и банковской деятельности» говорит, что размещение привлеченных денежных средств в виде кредитов осуществляется банком от своего имени и за свой счет. Такой вид комиссии не предусмотрен ни Гражданским кодексом, ни Законом о защите прав потребителей. А значит, он ущемляет права потребителя, который по кредитному договору считается наиболее незащищенной стороной», - сообщил «Лайфу» источник в ведомстве.
Как пишет «Лайф», суды неоднократно устанавливали, что банк включает в договора незаконные положения. В архиве гражданских дел Омской области хранятся материалы, которые хорошо характеризуют отношение Тинькофф-банка к системе правосудия.
Жительница Омска Алевтина (имя изменено) еще в 2012-м получила кредитку с лимитом 14 тысяч. По данным «Лайфа» каждый год банк увеличивал ей без разрешения лимит, и спустя четыре года лимит по карте достиг 76 тысяч. При этом только за снятие наличных девушке за все годы насчитали 12,8 тыс. рублей комиссии. Она пошла в суд и потребовала запретить банку без разрешения клиента менять условия договора в одностороннем порядке и повышать лимит.
Куйбышевский районный суд Омска в 2016-м встал на ее сторону. Он обязал банк признать недействительным пункт, который позволял изменять кредитный лимит по карте, а также не изменять состав услуг, которые оказывает. Но если вы зайдёте на сайт банка, увидите, что эти положения по-прежнему остаются в типовых условиях обслуживания.
Весной 2017 года работой банка заинтересовалась Хорошевская межрайонная прокуратура Москвы. Прокуроры выяснили, что из-за своеобразного подхода банка к разработке мобильных приложений персональные данные пользователей могут оказаться в открытом доступе.
«При использовании приложения «Штрафы ГИБДД», разработанного банком, неограниченный круг лиц получает информацию о персональных данных людей, нарушивших ПДД», - говорится в материалах мирового судьи Щукинского района Москвы.
В судебном постановлении сказано, что фактически любой, скачавший себе приложение, по номеру свидетельства о регистрации или водительского удостоверения сможет узнать фамилию, имя и отчество владельца машины, а также место и время совершения административного правонарушения. Однако суд не стал наказывать банк и признавать его виновным, потому что прокуроры затянули с подачей документов, и сроки исковой давности прошли.
Обвинения блогеров заочно подтверждаются отчётами трудовой инспекции по Москве, с которыми ознакомилась газета. Например, с некоторыми работниками заключали не трудовые, а гражданско-правовые договоры. Трудовой кодекс запрещает так делать, если работа постоянная.
«Такой тип договора недопустимо заключать, например, с бухгалтером в офисе. По этим договорам не предусмотрено никаких отпусков, никаких больничных, ни-че-го, Обычно это делается для того, чтобы не предоставлять дополнительные компенсации», - заявила член Палаты налоговых консультантов Валентина Яковлева.
«Одной из сотрудниц по трудовому договору не предоставляли право на перерыв для отдыха или обеда. Тогда как такой перерыв должен быть установлен продолжительностью от получаса до двух. Эксперты говорят, даже сотрудникам, работающим малое количество часов в день, обязаны предоставлять перерыв», - сообщил «Лайфу» источник в Роструде.
Ролик «Немагии» посмотрело пять с половиной миллионов человек. Это почти столько же, сколько клиентов у банка. И если те, кто посмотрел ролик и хоть раз сталкивался с незаконными действиями «Тинькофф», сейчас их оспорят, банк может потерять десятки миллиардов. По подсчетам руководителя общества защиты прав потребителей «Потребнадзор» Александра Виноградова, только на оспаривании комиссии за снятие наличных банк может лишиться 35 млрд.
Напомним, ранее сообщалось, что у блогера Алексея Псковитина, который ведет YouTube-канал «Немагия», проводятся обыски по делу о «клевете»; предполагается, что причиной может быть его разгромное видео о деятельности «Тинькофф-банка».
Российский банкир Александр Лебедев решил вмешаться в конфликт блогеров с другим банкиром - Олегом Тиньковым. По словам Лебедева, Тиньков и сам раньше не брезговал участвовать в кампаниях «черного пиара», только в тот раз жертвой их был Лебедев. Кроме того, намекает Лебедев, Тиньков сейчас задействует «административный ресурс» для борьбы с оппонентами.