Источники The New York Times утверждают, что подтверждением российских поставок в КНДР в обход санкций стал «отмеченный этой весной рост грузооборота танкеров между северокорейскими портами и Владивостоком».
Американские чиновники считают, что всплеск российского экспорта произошел тогда, когда Китай – главный торговый партнер Северной Кореи (до 90% внешней торговли этой страны) – напротив, начал давление на Пхеньян, усилившееся после испытания водородной бомбы в КНДР.
«Поскольку китайцы прекращают поставки нефти и газа, мы видим, как они (северные корейцы) обращаются к России», – сказал высокопоставленный чиновник, «компетентный в сфере операций по контрабанде».
По утверждению «сотрудников правоохранительных органов США, которые контролируют деятельность, связанную с санкциями», российские предприниматели используют поставки в КНДР, в том числе через «цепочки подставных фирм», чтобы получить быстрые сверхприбыли.
New York Times напоминает, что накануне Совет Безопасности ООН утвердил пакет новых экономических санкций против КНДР в ответ на шестое по счету испытание северокорейского ядерного оружия.
Санкции включают в себя ограничение поставок нефти в Северную Корею. По оценке американских дипломатов, это уже сократило поставки топлива на 30%.
В Вашингтоне не впервые обвиняют Россию – и конкретно дальневосточных предпринимателей – в попытке обойти санкции против Пхеньяна. Газета ВЗГЛЯД подробно анализировала эти американские претензии.
В частности, в мае этого года группа конгрессменов в целях давления на КНДР выдвинула нелепую идею – «взять на контроль» порты по всему миру, в том числе Владивосток и Находку.
Как утверждается в публикации New York Times, «объем перевозок между Владивостоком и портом Раджин в Северной Корее стал настолько масштабным, что местные чиновники в этом году начали выделение паромной линии между двумя городами».
Действительно, еще в 2014 году в портовом городе Раджин на северо-востоке КНДР был открыт российско-северокорейский терминал для перегрузки угля, железной руды, леса и сельхозпродукции.
Но, как ранее пояснил газете ВЗГЛЯД президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский, «масштаб судоходства между Дальним Востоком и КНДР не очень большой, если сравнивать перевозки с Японией, Южной Кореей и другими странами региона». По словам Осичанского, «это не те перевозки, о которых можно было бы говорить или о которых можно было бы сожалеть (если бы санкции нам это запретили)».
Доля России в северокорейском импорте весьма невысока (2% во внешнеторговом обороте КНДР). С другой стороны, доля КНДР в импорте России в четвертом квартале 2016 года составила всего 0,0053%, по данным Федеральной таможенной службы.
Тем не менее американские СМИ продолжают утверждать, что КНДР в своем стремлении обойти санкции пользуется поддержкой не только неких «российских нефтяных контрабандистов», но и официальной Москвы.
«Россия с ее огромными запасами нефти и доказанной готовностью к партнерству с сомнительными режимами могла бы обеспечить достаточный импульс для того, чтобы экономика Северной Кореи развивалась, позволяя ей снова противостоять международному давлению», – утверждает New York Times.
Сообщения о контрабанде нефти Россией приходят, поскольку Москва продолжает критиковать международные усилия по ограничению торговли с Северной Кореей. В «подтверждение» этого New York Times отмечает, что президент России Владимир Путин во время совместной пресс-конференции с южнокорейским коллегой Мун Чжэ Ином «явно отказался поддерживать новые ограничения на поставки топлива» в Северную Корею. Но Путин, напомним, сказал, что «решить проблемы Корейского полуострова одними лишь санкциями и давлением невозможно – не стоит поддаваться эмоциям и загонять Северную Корею в угол».