Законопроектом предусматривается введение понятия «идентификационный модуль» – электронный носитель информации, с помощью которого осуществляется идентификация абонента и обеспечивается его доступ к сети оператора связи (то есть сим-карта), передает ТАСС.
Можно купить «левую» сим-карту, «левый» телефон, но если выйти в сеть поговорить, то, скажем, уже через 30 секунд система вас распознает
Также в документе прописан порядок заключения договоров при покупке сим-карт. Обязанности по проверке сведений об абоненте возлагаются на лиц, действующих от имени оператора связи.
Операторы получают возможность безвозмездно проверять данные абонентов через единую систему идентификации и аутентификации, квалифицированную электронную подпись и единый портал госуслуг. Такой механизм поможет противодействовать использованию фиктивных паспортных данных при заключении договоров на предоставление услуг сотовой связи. Закон в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2018 года.
Кроме того, Госдума в первом чтении приняла законопроект о регулировании мессенджеров в России, который обязывает идентифицировать пользователей по номеру телефона и отказывать им в обмене сообщениями при несоблюдении этого условия. Этот документ на рассмотрение Госдумы был внесен в конце мая, его авторами выступили уже не сенаторы, а депутаты Марина Мукабенова («Единая Россия»), Олег Николаев («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ).
Председатель комитета по информационной политики Госдумы Леонид Левин ранее говорил, что именно в мессенджеры переместился основной массив запрещенной информации. Роскомнадзор поддержал законопроект о регулировании деятельности мессенджеров.
Напомним, законопроект о продаже сим-карт направлен на исключение возможности их анонимных покупок. Уточняются правила идентификации и для корпоративных абонентов. Компании, закупающие сим-карты для своих сотрудников, обяжут передавать данные о работниках операторам. Сейчас для передачи таких сведений необходимо согласие абонентов.
«Законопроект по сим-картам выравнивает отношения оператора связи с другими игроками, которые занимаются дистанционной торговлей», – заметил ранее в среду газете ВЗГЛЯД директор по связям с органами власти «МегаФона» Дмитрий Петров. Он пояснил, что теперь договор на оказание услуг связи можно заключить онлайн с использованием электронной подписи и сайта госуслуг.
Кроме того, «операторы смогут уточнять данные об абонентах, используя государственные информационные системы. Это также позволит повысить точность и прозрачность абонентов», – добавил собеседник. Напомним, согласно законопроекту идентификация будет осуществляться на основании договора об идентификации, заключаемого организатором обмена мгновенными сообщениями с оператором связи – эта мера призвана повысить безопасность граждан в случае возникновения угрозы теракта, для выявления предположительных террористов.
#{interviewpolit}Кроме того, в поправках к закону «О связи» впервые появилось понятие идентификационного модуля, которым и обозначают сим-карты. Операторы и их агенты должны будут проверять паспортные данные новых абонентов по ведомственным базам: через сайт госуслуг, электронную подпись, Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и другие информационные системы госорганов.
Все это «позволяет сделать экономику по-настоящему цифровой», – подчеркнул Петров. Он пояснил, что благодаря законопроекту выигрывают все: операторы, потому что они более точно знают своего клиента, потребители, точные данные которых всегда будут находиться у оператора, и государство, поскольку производители не скрывают данные о себе.
С тем, что необходимость регулирования продаж сим-картам очевидна, подчеркнул и разработчик систем анализа социальных сетей, директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. «Левые» сим-карты используются во всяких нехороших делах – и в мошеннических схемах, и при подготовке терактов. В бомбе, в которой заложен механизм с использованием телефонной трубки, находится «симка», купленная не по паспорту», – заметил собеседник.
«Требование идентифицировать пользователя – нормальная тенденция. В очень многих странах нельзя просто так, без идентификации, купить сим-карту», – добавил он.
«Сама по себе идентификация пользователей через год-два будет производиться просто по голосу и другим «большим данным» пользователя, – не исключил Ашманов. – Можно купить «левую» сим-карту, «левый» телефон, но если выйти в сеть поговорить, то, скажем, уже через 30 секунд система вас распознает». Такого рода системы распознавания разрабатываются и сейчас – в частности, по словам Ашманова, правоохранители использовали эту технологию при расследовании похищения его пасынка Ивана Касперского.
Регулирование мессенджеров предполагает «идентификацию пользователей с использованием абонентского номера». На мессенджеры законопроектом возлагается обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только идентифицированных пользователей Сети.
Идентификацию по абонентскому номеру уже делают девять из десяти мессенджеров, напомнил Петров. Например, при входе в мессенджер Telegram с компьютера мы идентифицируем аккаунт с помощью телефона. «Закон предполагает, что будет заключаться некое соглашение между операторами и мессенджерами, это в первую очередь нужно для обеспечения конфиденциальности передаваемых сообщений, в том числе и впервые при авторизации», – подчеркнул собеседник. Польза для потребителя здесь очевидна, поскольку ему будет обеспечиваться конфиденциальность не только в сфере оператора, но и в отношениях оператор – мессенджер», – отметил Петров.
Кроме того, «у операторов есть достаточно жесткие обязанности по недопущению распространения спама и других запрещенных сообщений. Законопроект предполагает, что теперь мессенджеры также должны бороться с ними», – указал директор по связям с органами власти «МегаФона».
С тем, что необходимо «уравнять в правах мобильных операторов (которые идентифицируют пользователей, платят налоги, отвечают за то, кого они подписывают на свои услуги) и мессенджеры, которые ничего подобного не делают», – согласился и Ашманов. В принципе мессенджеры могут зарабатывать на тех же услугах расширенных смс-сообщений, но при этом они не платят налоги и они не подотчетны, – добавил он.
Для операторов связи существуют ограничения на массовые рассылки без согласия получателя. Аналогичное требование будет введено и для мессенджеров. Многие пользователи уже жалуются на массовые бесконтрольные рассылки в мессенджерах. Теперь им будет предоставлена возможность отказаться от получения сообщений других пользователей. Кроме того, как известно, к мессенджерам прибегают при создании анонимных каналов террористических организаций, поэтому требование к ним ограничить либо запретить передачу информации, нарушающей российские законы, своевременно.
Как напоминают эксперты, даже если вы не пользуетесь транспортом и вообще никогда не бываете в центре крупного города, который теоретически может оказаться мишенью для теракта, все равно вы не застрахованы, например, от звонков мошенников с требованиями перечислить денег за «родственников, попавших в беду», или сообщить пин-код от якобы заблокированной карточки.
Также закон предусматривает рассылку сообщений по инициативе органов власти – это означает новый способ предупреждения о возможных стихийных бедствиях или опять же об угрозе террористического нападения. Как показали недавние события в Москве, рассылка через мессенджеры могла бы позволить повысить информированность граждан о надвигающейся угрозе.