Соответствующие дискриминационные меры предлагается ввести против Сбербанка, «Проминвестбанка», ВТБ, VSбанка, БМ Банка, передает 112.ua. Смолий объяснил, что означает применение таких санкций: это запрет «любых финансовых операций в пользу материнских банков, это предоставление межбанковских кредитов, депозитов, субординированных долгов, покупки ценных бумаг, размещение средств на корсчетах и другие подобные операции».
При таких санкциях украинские «дочки» российских банков продолжат работать, другое дело, что работать в условиях такого бардака будет сложно
Кроме того, речь идет о запрете выплаты дивидендов, процентов, возврата межбанковских кредитов, средств с корсчета и субординированного долга. Также НБУ предлагает запретить распределение прибыли и распределение капитала.
По данным НБУ, украинские «дочки» российских госбанков якобы «имеют обязательства перед физическими и юридическими лицами Украины на 36 млрд гривен» (1,3 млрд долларов), передает РИА «Новости».
На самом деле, Нацбанк Украины, понимая, какими ужасными последствиями для банковской системы и страны обернется уход украинских «дочек» российских банков, введением таких санкций попытался, с одной стороны, успокоить и усмирить украинских радикалов, контроль над которыми потерян, с другой стороны – избежать развала собственной банковской системы.
«Эти санкции существенно не повлияют на работу украинских банков с российским капиталом. То, что предлагает ввести НБУ, радикально ничего не меняет», – уверен гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Он объясняет, что в последние три года на Украине и так, по сути, запрещены или ограничены все эти операции с выводом капитала из страны. Причем действуют эти жесткие правила не только для банков с российским капиталом, но абсолютно для всех банков, работающих на Украине.
Например, если банк хочет выплатить дивиденды, он должен обратиться за разрешением к Нацбанку Украины. С 2015 года НБУ вообще никому не дает разрешение на выплаты дивидендов, говорит Охрименко. Для погашения кредитов перед материнскими структурами тоже требуется обратиться в НБУ за одобрением и т.д. по списку, приводит пример украинский экономист. Иными словами, для проведения этих операций и так требовалось одобрение Нацбанка Украины, которое он раздавал не часто, потому что валюты не хватает. Теперь же это все оформлено в виде санкционного запрета. Но, конечно, другие игроки на рынке все же получат преимущества (хоть и пока призрачные).
«Не знаю, насколько это получится. Но Нацбанк Украины понимает, что уход этих банков – это сильный удар по банковской системе Украины. Но влиять на радикалов он не может. Поэтому он пытается таким образом найти некий компромисс, чтобы успокоить радикалов, которые хотят просто уничтожить все. Радикалы не чувствуют реалии, преобладают эмоции и экстремальные выходки», – говорит газете ВЗГЛЯД Александр Охрименко.
«При таких санкциях украинские «дочки» российских банков продолжат работать, другое дело, что работать в условиях такого бардака будет сложно. Деньги любят тишину», – заключает украинский экономист.
Нацбанк Украины при этом намекает на то, чтобы Россия продала свои дочерние банки в стране. Однако намекать тут совершенно бесполезно, потому что продать любой, не только с российским капиталом, банк на Украине просто невозможно. Даже условно за один рубль. «Просто нет цены. В стране нет ни одного банка, который бы не имел финансовых проблем. Вне зависимости от того, в собственности России или Евросоюза он находится. Если вы покупаете на Украине банк, то фактически вы покупаете огромные проблемы, например, 6 млрд долгов. В здравом уме покупать это смешно», – объясняет Охрименко.
При этом украинский эксперт уверен, что на этом история с банками с российским капиталом на Украине, к сожалению, вряд ли закончится.
Напомним, какие последствия ждут Украину, если украинским банкам с российским капиталом придется уйти из страны. Потеря трети рынка (такова доля банков с российским участием) грозит кризисом финансово-банковской системы, обвалом национальной валюты и повышением вероятности дефолта.
Миллионы украинцев потеряют свои деньги. Ни Фонд гарантирования вкладов, ни бюджет страны не сможет компенсировать их потери. В фонде их нет, а бюджет не справится с таким объемом денег.
Сотни тысяч сотрудников отделений российских банков на Украине останутся без работы и средств к существованию.
Наконец, экономика Украины лишится колоссальных финансовых ресурсов. Потому что российские банки постоянно докапитализировали свои украинские «дочки», а это не что иное, как прямые инвестиции в финансовый сектор Украины. По итогам прошлого года Россия стала главным инвестором Украины, инвестировав 38% от общей суммы инвестиций в экономику страны. В этом огромная заслуга банков РФ. Неслучайно Нацбанк Украины очень быстро убрал запрет на докапитализацию украинских «дочек» российских банков из санкций, которые вводились ранее.
Нельзя забывать, что российские банки также позволяют упростить и без того усложнившиеся торговые операции между двумя странами.
Санкции вводятся по поручению Совета национальной безопасности и обороны Украины. Поводом стало выполнение банками (отделениями, действующими на территории России) российского законодательства и признание документов ДНР и ЛНР.
Дочерняя структура российского Сбербанка на Украине ограничила со среды, 15 марта, выдачу наличных средств физическим лицам в кассах в связи с блокированием работы отделений и повреждением банкоматов.
Газета ВЗГЛЯД подробно писала о последствиях для Киева, к которым приведет атака на российские банки на Украине.