Координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин прокомментировал плановое обрушение верхней части палат Гурьевых, расположенных в Потаповском переулке в Москве. Поводом для работ стало обветшание советской надстройки, сделанной из некачественных материалов.
По мнению общественника, споров вокруг этого здания очень много, и он стал «заветным для московских градоначальников».
По его словам, главная ошибка столичных властей состоит в том, что дом пытаются продать как доходный пятиэтажный, вместо того, чтобы предлагать его как трехэтажную усадьбу. «То есть после разборки советской надстройки важно вернуться к историческим габаритам. Это вызывает возмущение имущественных органов, поскольку влечет за собой уменьшение площади. Однако законодательство по охране наследия позволяет изменять площадь объектов в рамках работ по реставрации, в сторону уменьшения в том числе. Нам кажется, что разборка советской надстройки должна быть необратимой. Представить, что над трехэтажным домом с палатами будет сделана кирпичная надстройка, будет психологически очень тяжело. Мы не теряем надежды убедить руководство имущественных отношений города и власти Москвы в том, чтобы делать такие исключения, опираясь на законодательство о наследии, в сторону уменьшения этажности здания», - сообщил газете ВЗГЛЯД Рахматуллин.
Координатор общественного движения «Архнадзор» сообщил, что у здания непростая история:
«Палаты были подожжены, по нашему убеждению, в 2009 году, для того, чтобы исключить их из перечня выявленных объектов культурного наследия по пожеланию тогдашнего инвестора, который собирался построить на этом месте апартаменты. Тогда нам удалось этому противостоять. Есть процедура внесения культурных памятников к реестру объектов культурного наследия. Лужков завел в конце своего правления специальную комиссию во главе с Владимиром Ресиным, для того, чтобы готовить такие решения. Сразу после пожара состоялась комиссия, которая предложила отказать палате Гурьевых в статусе (объекта культурного наследия), поэтому мы связываем поджог и это предложение».
Рахматуллин подчеркнул, что после пожара была сделана подложная экспертиза относительно того, что сгорели интерьеры.
«Когда удалось пронести в палаты несколько телекамер и показать интерьеры, стало понятно, что пострадали они, главным образом, от воды, а пожар охватил советскую надстройку». Эксперт отметил, что эта советская надстройка и есть часть проблемы, поскольку она выполнена из шлакоблочных материалов, и с тех пор стоит в том же виде, в каком была после пожара.
«Прошло 8 лет. Этот срок делится на две части: в середине этого срока палаты Гурьевых стали памятником регионального значения. Но время идет, и состояние памятника продолжает ухудшаться. Вторая часть, которая тоже длится несколько лет, это попытка города продать палаты Гурьева. Торги объявлялись трижды, но пока тщетно».